31 октября 2013 г.

Разоблачения из прошлого. Часть 23: Посмертные тайны Гарри Гудини

В двадцать третьей части обзора "Разоблачения из прошлого" мы поговорим о легенде мира иллюзий, знаменитом фокуснике, "мастере освобождений" и покорителе оков Гарри Гудини. Речь пойдет, в частности, о том, как даже после смерти его "дух" успешно разоблачает медиумов. А в 2006 году благодаря новой книге вскрылись неизвестные ранее подробности из жизни талантливого мистификатора.

Гудини докучал медиумам и экстрасенсам, активно разоблачал контактеров с духами, которых он считал обыкновенными, но в то же время невероятно наглыми шарлатанами. Многие медиумы оказались разоблаченными исключительно благодаря скептицизму Гарри. Однако даже после смерти иллюзиониста в 1926 году спириты не смогли избавиться от "проклятия" Гудини.

На протяжении более 80 лет медиумы пытаются вступить в контакт с духом "повелителя оков", однако до сих пор все попытки оказывались тщетными. Что явно не свидетельствует в пользу теории о существовании потустороннего мира и возможности связи живых с духами умерших.

Перед смертью Гудини договорился со своей женой Бесс о том, что, если загробная жизнь, о которой много и долго рассказывали спиритисты во главе с сэром Артуром Конан-Дойлем, и в самом деле существует, то он, великий Гудини, обязательно найдет способ связаться с миром живых, для чего супруги придумали тайный код, благодаря которому Бесс без труда смогла бы распознать "настоящий" дух Гарри от многочисленных подделок и мистификаций (таковых действительно было огромное количество).

В течении десяти лет после смерти мужа Бесс с помощью различных медиумов безуспешно пыталась связаться с духом Гарри, однако "сигналы", принимаемые спиритами из потустороннего мира, даже близко не напоминали придуманную Гудини секретную фразу - "Розабель, поверь".

В 2006 году медиумы в 80-й раз безуспешно пытались достучаться до духа Гудини. О юбилейном сеансе рассказывал сайт Booknik.ru.

На сеансе для него стоял хороший крепкий деревянный стул, предоставленный внучкой Марджери, известной женщины-медиума из Бостона. Гудини часто ссорился с Марджери, и, кто знает, может быть, ему бы понравился другой стул…

Кроме этого пустого стула в аудитории центра стояли еще 13 – для магов и экспертов по жизни и творчеству Гудини. Одна из них – 99-летняя Дороти Янг, которая успела поучаствовать в шоу великого иллюзиониста в 1925 году. (Она была «радио-девочкой» и сидела внутри радиоприемника ). Дороти успела обсудить с Гудини проблему жизни после смерти, и вот что он ей сказал: «Вообще для человека это (избежать смерти – прим. пер.) невозможно, но я буду с вами в форме духа». Так что информация о намерении духа проявить себя была получена из первых рук.

Перед началом сеанса ведущий попросил выключить мобильные телефоны, чтобы не мешать концентрации. К тому же, добавил он, «мы не ждем никаких сигналов от Гудини по мобильной связи».

Статья, рассказывающая о том, как Гудини консультировал полицейских и обучал их приемам разоблачения медиумов

"Нью-Йорк Таймс" сообщает, что среди присутствующих на сеансе находились: «Джон Стетсон, известный психомедиум из Новой Англии; Сидни Раднер, постоянный организатор "встреч" с духом Гудини; Томас Болдт, представившийся как гудинит; авторы книги о Гудини Ларри Сломан и Уильям Калуш, доказавшие, что он был агентом английской разведки, и прочие господа».

Люди взялись за руки, и мистер Стетсон попросил Гудини проявить себя. Он льстиво назвал его крестоносцем и гением, а потом отметил, что в комнате чувствовалось присутствие энергии. «Мы ждем знака, Гарри, - сказал он, - ведь прошло 80 лет…» Через 20 минут он попросил закончить сеанс, потому что не почувствовал контакта. Но позже он сказал, что не считает свои усилия бессмысленными. «Лично я считаю, что мы неправильно выбрали день. Слишком много скепсиса вокруг, слишком много людей пытаются вызвать дух, используя ложные методы… »

Другие участники сеанса не считают, что попытка провалилась. Мистер Сломан сообщил, что чувствовал нечто в комнате. "Может быть, в ней спал Гарри. А может быть, я что-то почувствовал, взявшись за руки с Калушем, с которым мы три года писали книгу, но никогда не брались за руки…».

Несколько человек сообщили Кати Кругман, директору по развитию Американского еврейского исторического общества, что после сеанса видели: когда в Центре выключили все электричество, несколько букв в вывеске не погасли, а странно мигали. Кати призналась, что не знает, было ли это делом рук электрика, работающего в здании.

Статья из альбома для вырезок Гудини, посвященного спиритизму

В 2006 году Уильям Калуш и Лари Сломан удивили знатоков жизни и творчества Гудини новыми сенсационными данными. В вышедшей в 2006 году книге авторы излагают гипотезу о том, что великий Гудини на самом деле был британским шпионом, а его смерть явилась результатом заговора спиритов.

Как сообщали тогда СМИ, "на основании данных из этой книги, изданной в 2006 г., родственники Гудини требовали эксгумации его тела".

31 октября в 80-летнюю годовщину смерти Гудини в США выходит новая биографическая книга "Секретная жизнь Гудини: становление первого американского Супергероя". Авторы книги Уильям Калуш и Ларри Сломан проделали огромную работу, попытавшись собрать всю информацию, сохранившуюся о жизни знаменитого иллюзиониста, мастера побега.

В ходе работы Калуш и Сломан активно пользовались дневниками Уильяма Мелвила, известного британского шпиона. По сведениям Мелвила, иллюзионист из США пользовался помощью силовых служб. Так, американцу Гудини удалось быстро получить известность в Европе благодаря фокусу с освобождением от наручников Скотланд-Ярда. Необходимую помощь для проведения этого трюка Гудини оказал именно Мелвил.

Примерно так же - с освобождения от наручников - началась известность карьеры Гудини в Чикаго, где необходимую помощь ему оказал представитель местной полиции. Вполне естественно, полагают авторы, в обмен на услуги полиции Гудини также оказывал силовым службам некоторую помощь. Так, пишут Калуш и Сломан, путешествуя по США, Гудини помогал собирать информацию о фальшивомонетчиках.

В дневниках Мелвила имя Гудини упоминается не раз. Мелвил, будучи сотрудником Скотланд-Ярда, помог фокуснику в становлении его карьеры в Европе. Именно он организовал в Лондоне известное выступление, в ходе которого Гудини освободился от полицейских наручников. Скотланд-Ярду Гудини помогал отслеживать деятельность российских анархистов.

Согласен с позицией авторов и известный современный иллюзионист, выступающий под псевдонимом Теллер. "Силовые службы - это бюрократия и кумовство. Так неужели вы думаете, что просто так они разрешат какому-то фокуснику запросто входить и сбегать из их тюремных камер. Это явно говорит о том, что авторы книги на верном пути".

Впрочем, авторы книги отмечают, что Гудини действительно обладал талантом, а главное несгибаемой силой воли. В 1902 году, выступая в британском Блэкберне, Гудини отказался отменить выступление из-за того, что его заковали в неисправные, заклиненные кандалы, которые сводили его шансы на освобождение на нет. Спустя два часа самоотверженной борьбы он все-таки вышел к зрителям. Для этого ему пришлось в буквальном смысле слова "вырвать несколько кусков мяса из рук".

Смерть Гудини не менее загадочна, чем его жизнь, пишут авторы новой биографии. В октябре 1926 года иллюзиониста два раза сильно ударили в живот. Один раз в его гримерной. Второй раз в холе гостиницы. От этих ударов он и скончался 31 октября 1926 года. По мнению авторов, за этим могли стоять поклонники спиритизма, в разоблачении которых активно принимал участие Гудини.

Тем не менее, авторы биографии говорят, что образ Гудини остался жить в его легендарном образе непобедимого супергероя. "Он так притягателен, потому что создал миф о том, что справиться с ним не может никто. И чем более успешным он становился, тем более укреплялся образ одинокого борца", - говорит один из авторов книги Ларри Сломан.

Альбом вырезок и писем Гудини

Справедливости ради стоит признать, что версия о сотрудничестве Гудини и спецслужб не лишена смысла и подкреплена пусть и косвенными, но все же доказательствами.

Образ Гарри Гудини уже более 100 лет вызывает неподдельный интерес у исследователей. Об этом свидетельствует и тот факт, что в  конце 2013 - начале 2014 годов на Бродвее состоится премьера мюзикла, рассказывающего про знаменитого фокусника и иллюзиониста. Как сообщается, "в основу мюзикла положена реальная история противостояния Гарри Гудини и трех женщин-медиумов, называвших себя «Спиритуалистки» (The Spiritualists)".

Кстати, в начале этого года я вспоминал Гудини, опубликовав на своей странице в Google+ около 50 фотографий, иллюстрирующих практически все важные моменты жизни знаменитого эскаписта.

Уверен, мы знаем далеко не обо всех тайнах великого фокусника, а все самое интересное ждет нас впереди...

P.S. Публикация этого материала 31 октября не случайна. Именно в этот день 1926 года великий Гудини навсегда унес в могилу секреты своих легендарных фокусов и трюков.

Читать далее >>

28 октября 2013 г.

Еще немного о скелетах великанов

Июльский номер журнала "Открытия и гипотезы" за 2013 год отметился статьей об одном из современных "археологических" мифов - фотографиях скелетов гигантских людей, появлявшихся в "желтых" СМИ в 2004 и 2007 годах. Эта тема уже разбиралась в блоге тремя годами ранее.

Кроме того, речь в материале идет о так называемом Кардиффском гиганте, обнаруженном в Америке в 1869 году, а также о том, почему великаны вообще не могут существовать.

Читать далее >>

25 октября 2013 г.

И снова Нострадамус

В 2011 году в блоге были опубликованы две мои статьи, посвященные Мишелю Нострадамусу. Врач, живший во Франции в XVI веке и довольно успешно боровшийся с чумой, прославился на весь в мир не благодаря своим познаниям и достижениям в области медицины, а своими астрологическими прогнозами и стихами, в которых, как считают некоторые исследователи, предсказал будущее.

Все самые известные "пророчества" Нострадамуса уже неоднократно разбирались скептиками, так что на сегодняшний день я считаю эту тему целиком и полностью исчерпанной.

В сентябре 2013 года журнал "Naked Science" опубликовал статью "Нострадамус: пророк или мистификатор?". Те, кто слышал о Нострадамусе не только из передач канала РЕН-ТВ, вряд ли найдут в журнальной статье что-то новое, однако в качестве обобщающего материала она вполне сгодится.

Читать далее >>

21 октября 2013 г.

Эволюция кругов на полях. 2013 год

Сегодня мы подводим итог очередного сезона года и публикуем фотографии кругов на полях, появившихся в 2013 году.

Создается впечатление, что нынешнее "инопланетное искусство" находится в глубоком упадке. Все круги этого года показались мне относительно простыми и не оригинальными (хотя, "звезда Давида", вписанная в круг, несколько удивила).

При просмотре свежих фотографий не покидало чувство того, что где-то я уже это видел. Из того, что запомнилось, можно, пожалуй, отметить вот эти две формации, которые существенно отличаются от всех остальных кругов минувшего сезона:

А этот "рисунок" можно даже отнести к разряду естественных образований, причиной которых могут быть различные природные явления. Например, гроза и ветер.

Также в этом году на поле недалеко от итальянского города Верона появился гигантский портрет папы римского Франциска. Нет-нет, виной тому далеко не пришельцы из других миров, а итальянский художник-фермер Дарио Гамбарин, работающий в стиле лэнд-арт. Чтобы создать стометровое изображение, он использовал трактор.

Читать далее >>

18 октября 2013 г.

Зона 51 лишилась своих "пришельцев"

Пришло время раскрывать старые секреты. И в первую очередь это касается супер-легендарной Зоны-51, расположенной в 150 километрах от Лас-Вегаса.

Каких только слухов и домыслов не пережил военный полигон в самом центре пустыни Невада: секретные испытания земных "летающих тарелок", созданных по технологиями внеземных цивилизаций, бесчеловечные опыты над гуманоидами, которых американским военным якобы удалось захватить во время крушения НЛО в Розуэлле в 1947 году. И многое, многое другое.

В августе этого года ЦРУ, наконец-то, рассекретило порцию документов, касающихся Зоны 51. То, что теперь стало достоянием общественности во многом благодаря американскому закону о свободе информации, принятому в 2005 году, мягко говоря, разочаровало уфологов, до последнего надеявшихся на то, что их вера в летающие корабли пришельцев, уютно расположившихся в ангарах Зоны 51, когда-нибудь обретет вполне материальные доказательства. Увы, все оказалось намного прозаичнее. Впрочем, как всегда.

Знаменитая зона 51, которая в коллективном сознании всегда была неразрывно связана с Роуэлльским инцидентом, вовсе не является домом пришельцев, а лишь служила полигоном для испытаний самолетов-шпионов во время холодной войны. По просьбе одного архивариуса в ЦРУ согласились рассекретить доклад по истории тайной военной базы в Неваде, откуда поднялся в небо легендарный U-2.

В 400-страничном отчете не говорится ни слова о пришельце из Роуэлла, чья тарелка разбилась в Нью-Мексико в 1947 года и, как утверждают поклонники теорий заговора, хранилась и изучалась в зоне 51. Как бы то ни было, этот документ, который составили в 1992 году два историка ЦРУ, снимает завесу с принципов работы базы. Кроме того, американские власти впервые открыто признали факт существования зоны 51 и ее координаты. До настоящего времени с их стороны звучали лишь туманные отсылки, хотя база уже давно была секретом полишинеля, напоминает американская пресса.

Кроме того, рекомендую прочесть статью из сентябрьского номера журнала "Naked Science", также посвященную рассекреченному докладу ЦРУ о Зоне 51.

Читать далее >>

16 октября 2013 г.

"Холодно – горячо" Вольфа Мессинга

В статье "Холодно - горячо Вольфа Мессинга", опубликованной в журнале "Техника молодежи" №7 2013, упоминаются интересные детали выступления "советского экстрасенса" в 1960-х гг. Кроме того, в подробностях излагается способы "чтения мыслей", а также предпринимается попытка проанализировать перспективы использования бесконтактного метода в криминалистике для поиска предметов и улик.

Примечательно, что прямо во время выступления, если, конечно, всецело доверять памяти автора, ведущая объясняла зрителям истинную природу "сверхъестественных способностей" Мессинга, связанную с восприятием идеомоторных движений индуктора. При этом сам Мессинг все же оставлял публике оперативный простор для всевозможных домыслов и спекуляций, демонстративно, прямо на сцене, разрывая связь с индуктором и все равно "читая мысли", но уже без каких-либо неосознанный сокращений мышц и т.п.

А тем, кто желает побольше узнать о Мессинге, его настоящей биографии и приемах, которыми он пользовался на сцене, советую прочесть книгу Н. Китаева "Вольф Мессинг – криминалистический экстрасенс".

Эстрадные феномены, демонстрирующие поразительные способности известных артистов, до сих пор пользуются огромной популярностью у зрителей. Причём многое из того, что нам показывают на сцене, заключается в решении задач, с которыми мы сталкиваемся на практике, но сами справиться с ними не в состоянии. Наверное, многим из нас хотелось бы овладеть телепатией и узнать, например, что о нас на самом деле думают близкие, или научиться видеть спрятанные предметы через преграды, что сделало бы счастливыми студентов, оказавшихся способными читать спрятанные шпаргалки во время экзаменов, или получить возможность уверенно отыскивать спрятанные от нас вещи. Если всё это демонстрируют нам на эстраде, почему бы не попытаться воспроизвести такие способности и в нашей жизни, когда у нас возникает в этом необходимость.

Поставим вопрос — можно ли то, что нам показывают на сцене, использовать для решения реальных задач практики. С одной стороны, если в основе эстрадного номера лежит откровенное жульничество, то вряд ли такие номера будут представлять для нас иной интерес, кроме чисто развлекательного. С другой стороны, если допустить, что эстрадный номер основывается на реальных феноменальных и индивидуальных способностях артиста, не имеющих пока научного объяснения, то для нас он также не будет представлять практического интереса, по крайней мере, в настоящее время. По в иных случаях вполне возможно, что уникальная техника артиста может найти реальное применение в решении практических задач вне зрительного зала. Рассмотрим с этой точки зрения «психологические опыты» знаменитого артиста Вольфа Мессинга, демонстрировавшего во время их проведения уникальные телепатические способности. Его имя окутано множеством легенд и мифов, и разобраться, что в них правда, а что вымысел, весьма и весьма непросто. Популярность Мессинга в СССР была огромной: получая вознаграждения за концерты по мизерным советским расценкам, в голодные военные годы он, тем не менее, смог на заработанные деньги купить два боевых самолёта и подарить их Красной армии.

Чтобы опираться на твёрдую почву при анализе «психологических опытов» Мессинга, нужно использовать либо надёжно задокументированные факты, либо свидетельства непосредственных очевидцев. В 60-х годах прошлого века автор этой статьи присутствовал на эстрадном представлении Вольфа Мессинга, которое артист давал в Петропавловске-на-Камчатке. На этих наблюдениях автора и подмеченных особенностях, которые нигде ранее в литературе о Мессинге не упоминались, и построен приведённый ниже анализ опытов Мессинга. Вот как всё происходило.

Большой зрительный зал городского театра набит до отказа. После некоторого ожидания на сцене появляется знаменитый артист. Необычная демоническая внешность, буйная шевелюра, горящие глаза — он был как само воплощение таинственных сил природы, неподвластных обычному человеку в его обыденной жизни. Мессинг молча стоит на сцене, внимательно вглядываясь в зрителей. Ведущая рассказывает его уникальную биографию, описывает удивительные события из его жизни, связанные с проявлением его поразительных способностей. Через некоторое время весь зал проникается всеобщей благожелательностью к артисту (тем более, что он во время войны бежал в СССР, а не на запад, что бывало в артистической среде нечасто). Во время всего монолога ведущей Мессинг продолжает молча разглядывать зрителей в зале. Затем начинаются его знаменитые «психологические опыты». Центральное место среди них занимают поиски спрятанных зрителями предметов. На сцену приглашается доброволец — один из зрителей, который станет для Мессинга «индуктором». Зрители прячут некий предмет в зале, который нужно найти. Где именно — знает индуктор, но не знает Мессинг. Артист просит индуктора взять его за руку и мысленно направлять его движения. Сам он выходит вперёд и, вместе с идущим чуть сзади индуктором, спускается в зал и нервными, рыскающими движениями начинает двигаться в поисках предмета. Его рука всё время находится в ладони индуктора, молча идущего вслед за артистом. Резкие импульсивные движения Мессинга немного напоминают движения ищейки, пущенной по следу. И вот предмет найден, зал в восторге взрывается бурными овациями.

Опыты повторяются ещё и ещё с разными добровольцами — индукторами. Ведущая на сцене даёт пояснения, что на самом деле ничего таинственного в том, что зрители видят, нет: «...совершенно неправильно было бы думать, что опыты Мессинга доказывают возможность передачи мысли из одного мозга в другой. Мысль неотделима от мозга. Если Мессинг отгадывает её, то только потому, что мысль влияет па состояние органов движения и всего тела, и потому, что сам Мессинг обладает способностью ощущать это состояние (индуктора). Наблюдая опыты Мессинга, мы ещё раз убеждаемся в том, что нет такого явления, которое не находило бы исчерпывающего научного объяснения с позиций диалектически-материалистической теории»| 11. Это было как ушат холодной воды, вылитой на головы восторженных зрителей. И тут Мессинг, слегка улыбнувшись, резко выдёргивает свою руку из рук индуктора и приказывает ему отойти на несколько шагов назад. Опыт повторяется, по при этом Мессинг демонстративно показывает, что между ним и индуктором уже нет абсолютно никакого контакта — видеть или каким-либо образом ощущать движения индуктора он уже никак не может. И, тем не менее, Мессинг в своём движении явно улавливает мысленные указания индуктора и точно выходит к цели! А это значит, что на самом деле ему не нужны никакие видимые контакты с индуктором, чтобы узнать его мысли, и всё, что говорила ведущая, — полная чушь! Все ясно видят, что её слова -лишь вынужденная необходимость, чтобы получить разрешение от властей на проведение этих уникальных опытов. Это было великолепное, восхитительное фрондёрство — и зал взрывается в восторге и любви к великому артисту.

Последний опыт требует от Мессинга огромного напряжения всех его сил — он выглядит сильно уставшим. На этом представление завершается. Однако некоторые особенности в его поведении вызывают удивление. Во-первых, почему Мессинг в начале выступления не рассказывал о себе сам, а всё говорила за него ведущая? Он явно плохо говорил по-русски, с очень сильным акцентом, но он уже давно жил в Советском Союзе, и для него рассказать о себе не составило бы труда. А необычный акцент только добавил бы очарования и экзотичности его речи. Во-вторых — совершенно необычные движения артиста во время движения к цели. Двигаясь но залу среди зрителей, Мессинг периодически делал всем телом странные короткие рыскающие движения.

Это выглядело как нервные реакции экзальтированного артиста, вызванные сильным возбуждением его нервной системы, и создавало впечатление внешних проявлений таинственной напряжённой работы его головного мозга. Ведущая особо прокомментировала это состояние Мессинга: «... Мессинг должен до предела напрячь свою нервную систему, отвлечься от множества посторонних раздражителей, выбрать только те сигналы, которые указывают правильный путь. Поэтому внешнее поведение Мессинга зачастую необычно. Но здесь не было логики — делая быстрые и резкие движения, Мессинг, по сути, сам создавал себе многочисленные помехи в момент, когда ему надо было прислушиваться к индуктору. И в-третьих, Мессинг не сам брал индуктора за руку, что было бы естественно для наблюдения за его идеомоторными реакциями, а просил индуктора взять себя за руку. Это не совсем логично, ведь именно пальцы артиста обладают наибольшей чувствительностью, и было бы естественно, чтобы именно их использовал Мессинг для снятия нужной ему информации от руки индуктора. Но складывается впечатление, что для Мессинга важнее был контакт с ладонью индуктора. Почему?

Кроме того, возникал естественный вопрос — если Мессинг мог читать мысли индуктора, то почему он не шёл сразу самостоятельно к указанному адресату в зале, у которого был спрятан искомый предмет, а двигался постепенно к цели, всё время имея рядом индуктора. Анализ этих странностей и позволил обнажить скрытый механизм, лежащий в основе опытов Мессинга. В первую очередь обратим внимание на странные движения артиста. Они заключались в коротких движениях в разные стороны: чуть вперёд, чуть влево, чуть вправо. На самом деле это были пробные движения, своего рода вопросы к индуктору — правильно ли я двигаюсь? Когда отклонение совершалось в нужном направлении, индуктор непроизвольно реагировал на них, подсказывая Мессингу правильное направление движения. В таких движениях не было бы необходимости, если бы Мессинг телепатически читал мысли индуктора и сразу же двигался в нужном направлении. По ему необходимы были такие пробные движения. По сути, происходящее было подобно детской игре «холодно — горячо» с поиском спрятанного, и к экзальтированной натуре экспериментатора это отношения не имело. «Холодно — горячо», «верное направление — неверное направление», «правда ложь» — это задачи, которые мгновенно должен был решать Мессинг, анализируя реакции индуктора в ответ на свои пробные движения. Он выступал и данном случае как своеобразный «детектор лжи» — полиграф, реагирующий на реакции испытуемого схеме «правда — ложь». Отсюда становится понятным интерес Мессинга к ладони индуктора — потовыделение является одной из основных реакций, регистрируемых детекторами лжи (через изменения электропроводности кожи), наряду с изменениями частоты дыхания, пульса и кровяного давления. Движение Мессинга по этой схеме тщательно маскировалось, потому что она не очень вписывалась в неявно проводимую идею чтения артистом мыслей на расстоянии, которая вызывала наибольший интерес зрителей.

Однако остаётся другая загадка — как Мессинг мог двигаться в правильном направлении в заключительном опыте, не имея непосредственно контакта с индуктором. Ответ прост — происходила незаметная для зала подмена индуктора. Вероятнее всего, дело обстояло так. Во время рассказов ведущей в начале представления артист не просто стоял на сцене без дела: судя по всем}', он разбивал зал на определённые зоны и в каждой зоне выбирал будущего невольного индуктора. Скорее всего, это были женщины, эмоции которых достаточно хорошо выражались на их лицах. Мессинг изучал и запоминал их реакции па специальным образом составленный текст, звучавший из уст ведущей. Именно поэтому артист молча стоял па сцене — он был полностью поглощён этой задачей.

В процессе последнего опыта Мессинг резко обрывал контакт с прежним индуктором. Теперь индукторами становились заранее выбранные им эмоционально сопереживающие артисту женщины в зале, с которыми у него был визуальный контакт. Ведь все сидящие в зале зрители знали, где спрятан искомый предмет, и потенциально могли выполнять функции индуктора. Идущий сзади артиста индуктор был уже не нужен и выполнял роль отвлекающего объекта, с которым Мессинг демонстративно не контактировал. Такая подмена индуктора и односторонняя невербальная коммуникация с новым индуктором лежала в основе кульминационного опыта артиста. Насколько возможно было использовать такой вид визуального контакта с новыми индукторами в процессе игры «холодно — горячо», которая служила основным механизмом поиска спрятанных предметов? У Мессинга была возможность исследовать микровыражения (длительностью от 1/25 до 1/5 долей секунды) лица выбранной им зрительницы, непроизвольно появляющиеся, когда человек испытывает определённые эмоции, даже если он хочет скрыть или подавить их. Микровыражения не поддаются сознательному контролю и возникают независимо от желания человека — см., например, книгу Пола Экмана «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь». Существуют даже определённые системы кодирования таких микровыражений, позволяющие распознать истинные эмоции человека даже против его желания. Таким образом, наблюдение в ходе опытов микровыражений лиц в зале в принципе давало возможность Мессингу использовать их в качестве новых непроизвольных индукторов, хотя и требовало от него больших усилий.

В своих или в приписываемых ему интервью артист нигде не упоминал о том, что в основе его опытов с поиском спрятанных предметов лежала схема «холодно — горячо» — этот факт тщательно скрывался. Однако поведение Мессинга во время опыта, его своеобразный «танец» при движении к цели не оставляет в этом сомнений. Эта схема использовалась как в контактном варианте опыта, так и в бесконтактном, когда тактильная связь с индуктором отсутствовала. В одном из интервью, которое якобы дал Мессинг, приводится описание бесконтактного варианта опыта:

«...Я часто выполняю мысленные задания без непосредственного контакта с индуктором. Здесь указателем мне может (!) служить частота дыхания индуктора, биение его пульса, тембр голоса, характер походки, и т.д.». Заметим, что здесь артист не утверждает, что именно эти параметры он использует в опыте, он просто может их использовать. Но использовал ли? В контактном варианте опыта по схеме «холодно — горячо» он имеет выделенный и защищённый от многих помех канал связи с индуктором через тактильный контакт с его рукой. Но вот в бесконтактном варианте Мессинг этот канал утрачивает. Согласно приведённой цитаты из интервью Мессинг использует тембр голоса — но вербальный контакт отсутствует: индуктор молчит, и в зале во время опыта стоит полная тишина, следовательно, этот вид контакта не используется. Характер походки индуктора? Но решение поворачивать налево, или направо, или продолжать движение прямо Мессинг должен принимать мгновенно, за доли секунды. Однако движение пары Мессинг — индуктор происходит довольно медленно, и один шаг индуктора занимает порядка секунды. А это значит, что изменение характера походки индуктора Мессинг сможет почувствовать на временном интервале не менее секунды, что его никак не может устроить. Частота дыхания, биение пульса индуктора? Однако работа по этим параметрам, как и по предыдущим, также маловероятна: дыхательный цикл имеет период около двух секунд, биение пульса — период примерно на уровне секунды, а решения надо принимать быстрее; кроме того, уловить малые изменения этих параметров в условиях сильнейших помех от сидящих рядом с выбранным индуктором зрителей практически нереально. Причём при движении Мессинга в зале часть из зрителей находятся значительно ближе к нему, чем индуктор, а значит, и сигналы по этим параметрам от них идут более сильные, чем от индуктора, создавая ему серьёзные помехи. Зрители, оказавшиеся перед Мессингом, так же, как и индуктор, знают, где спрятан искомый предмет.

Так зачем ему дальше прислушиваться к индуктору, а не к зрителям, оказавшимся в непосредственной близости к артисту? Всё это говорит в пользу того, что в бесконтактном варианте опыта Мессинг применял принципиально иной вид контакта — визуальный, что исключало влияние помех и давало нужный темп поступления информации по изменениям микровыражений лица выбранного им нового индуктора. Итак, проведённый анализ позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, движение к цели в контактном и бесконтактном вариантах опытов происходило по схеме «холодно — горячо», во-вторых, в бесконтактном варианте происходила скрытая подмена индуктора. В этом не было бы необходимости, если бы имело место реальное чтение мыслей индуктора и движения артиста к цели имели бы совсем иной вид. Поэтому, как ни жалко, приходится оставить мысль об использовании артистом телепатии. Однако выявленный механизм эстрадных опытов Мессинга приводит к возможности решения вполне реальной практической задачи: организации уверенного поиска умышленно спрятанных объектов. Поиск таких объектов (улик, похищенных предметов и ценностей, людей и трупов), в частности обыск в помещении или на локальной территории, является важной частью оперативно-розыскной деятельности в криминалистическом практике. Представим себе, что оперативный работник производит обыск на квартире подозреваемого или на месте совершения преступления. К преступнику (пока ещё подозреваемому) подключены датчики детектора лжи, и ему обеспечивается возможность наблюдения за движениями оперативника непосредственно или с помощью телевизионной системы наблюдения. Оперативник в процессе поиска улик или спрятанной преступником добычи делает пробные движения, которые видит преступник. Его непроизвольные реакции на них регистрируются детектором лжи. Результаты анализа реакций тут же сообщаются оперативнику, который па основании этого выбирает направление дальнейшего продвижения к спрятанной цели поиска.

Затем такой цикл повторяется, пока преступник, независимо от своего желания, не выведет оперативника на спрятанный предмет. Чтобы блокировать работу полиграфа, нужна специальная подготовка, которой преступники, как правило, не имеют. Личная заинтересованность подозреваемого в результатах обыска, которые несут ему угрозу обнаружения компрометирующих его улик, способствует том}', чтобы он не прерывал визуального контакта с обыскивающим. Возможен вариант описанной схемы, когда вместо полиграфа специально подготовленный работник, наблюдая за подозреваемым, регистрирует его реакции по микровыражениям лица. Подключения датчиков к подозреваемому в этом случае не требуется, однако необходима высокая
квалификация специалиста, ведущего за ним наблюдение. Эта схема аналогична бесконтактному опыту Мессинга.

Итак, увлекательные представления на эстраде несут в себе не только заряд положительных эмоций, но и могут помочь в решении важных практических задач, в частности таких, как поиск умышленно спрятанных объектов.

Александр Николенко, Институт исследования природы времени при МГУ им. М.В. Ломоносова

Читать далее >>

9 октября 2013 г.

Тень Вольфа Мессинга

Те, кто интересовался биографией советского эстрадного артиста Вольфа Мессинга, хорошо знают одну из баек, которая родилась еще при жизни "экстрасенса". Речь идет об истории, изложенной в автобиографии Мессинга "О самом себе", публиковавшейся в 1965 году в журнале "Наука и религия":

Мессинг утверждал, что по просьбе Сталина, загипнотизировав кассира Госбанка, подал ему пустой лист и получил у него же 100 000 рублей. Но в то время порядок выдачи денег в Госбанке был совсем другой: чек подают бухгалтеру, у которого никаких денег нет. Потом этот документ проходит через внутренние каналы банка, тщательно проверяется ревизором (или двумя ревизорами, если сумма велика), далее чек попадает к кассиру, который готовит документы и деньги и уже после всего этого вызывает клиента.

Видимо, начитавшись сомнительного качества и происхождения литературы, газетных и журнальных статей и насмотревшись передач и фильмов о чудо-экстрасенсе, житель Смоленска, если верить тому, как произошедшее изложили СМИ, решил повторить известный, но, увы, целиком и полностью выдуманный трюк Мессинга.

В Смоленске из банка похитили 980 тысяч рублей. Об этом 9 сентября сообщается на сайте областного УМВД.

По словам кассира банка, название которого не раскрывается, в конце рабочего дня к ней подошел странный мужчина. Он представился директором торгового дома, в котором располагается филиал банка. Мужчина сказал, что хочет забрать «деньги за аренду терминала».

Кассир утверждает, что в этот момент почувствовала на себе действие гипноза. Не поинтересовавшись конкретной суммой «арендной платы», она открыла кассу и отдала мужчине все деньги, которые там лежали. После этого мужчина ушел. Судя по записи камер видеонаблюдения, его визит занял три минуты.

Спустя некоторое время кассир заподозрила, что стала жертвой мошенничества. Она позвонила администратору торгового дома и спросила, получали ли они «деньги за аренду терминала». Администратор сказала, что ничего не слышала о таком платеже. После этого кассир обратилась в полицию.

Не удивлюсь, если гипноз во всей этой истории является лишь прикрытием, а кассир на самом деле была в сговоре с мошенником.

Читать далее >>

7 октября 2013 г.

Фокус-покус. Левитация в Лондоне

СМИ преподносят новый фокус британского иллюзиониста Стивена Фрейна, выступающего под псевдонимом Динамо, едва ли не как чудо. Хотя на самом деле в левитации, которой в июне этого года удивлял жителей Лондона Динамо, нет ничего необычного и уж тем более нового. Однако обо всем по порядку.

В понедельник 24-го июня фокусник Стивен Фрейн, более известный под псевдонимом Динамо (Dynamo), показал британцам новый трюк, заставивший очевидцев затаить дыхание. 30-летний артист проехался мимо главных достопримечательностей Лондона, но не в салоне двухэтажного автобуса - иллюзионист левитировал, то есть парил без видимой опоры возле крыши транспортного средства.

Улыбающийся Динамо, чья ладонь лишь едва опиралась на корпус двухэтажного автобуса, "пролетел" мимо Вестминстерского дворца, а затем пересек Вестминстерский мост. На протяжении всего пути фокусника, транспортное средство сопровождал полицейский эскорт, расчищающий дорогу от остальных автомобилей.

Люди, находящиеся в салоне автобуса, без устали фотографировали парящего за стеклом Стивена, стремясь запечатлеть уникальный фокус во всех деталях. Наиболее распространенным вопросом, который иллюзионист получил от пассажиров, был: "Где расположены провода, удерживающие тело?”

По сведениям сми, удивительный трюк был проспонсирован компанией, производящей безалкогольный напиток, которая пыталась привлечь внимание к своей новой рекламной акции.

Стоит отметить, что представители фирмы не ошиблись в своих прогнозах - полет Динамо действительно заинтересовал туристов и жителей Лондона.

Левитация привела в восторг не только свидетелей, но и самого Фрейна, поведавшего о своих ощущениях местным журналистам: "Это одна из самых интересных вещей, которую я никогда не пытался сделать! Меня просто поразила реакция общественности - во время путешествия за меня переживало так много людей. Это было здорово!"

Конечно же, весь секрет трюка заключается в той самой ладони правой руки, которой фокусник едва касается крыши автобуса. Казалось бы, в таком положении просто невозможно удержаться. Тем не менее, Динамо это отлично удается при помощи специального металлического каркаса, который скрывается под одеждой иллюзиониста. Правая рука, кстати, фальшивая.

Примечательно, что подобный фокус ("Сон в воздухе") еще в XIX веке показывал перед публикой прославленный французский иллюзионист Робер-Уден. Воистину, все новое - это хорошо забытое старое. Секрет трюка Робер-Удена (как и у Динамо уже в XXI веке) заключался в металлическом каркасе, который удерживал "висящего в воздухе" ассистента. Вдаваться в подробности, думаю, не стоит, достаточно взглянуть на рисунки этого незамысловатого, но все же оригинального, механизма.

Тот же принцип используется и уличными фокусниками-факирами.

В нашем случае Фрейн несколько видоизменил трюк, адаптировав его для современной публики и перенеся действие со сцены на улицу оживленного города.

А вот вам еще одна городская левитация. Судя по дате загрузки ролика на Youtube – эта инсталляция была представлена задолго до Динамо, в 2010 году, в Сантьяго.

Читать далее >>

4 октября 2013 г.

Привет из Лох-Несса

Что только не принимали исследователи-любители за легендарное лох-несское чудовище: плавающие бревна, блики на водной поверхности, прочие, давно известные науке, обитатели водных глубин.

Любое другое озеро, которое не обладает столь красивой и захватывающей легендой о живом доисторическом монстре, не имело бы совершенно никаких шансов прославиться при помощи тех же самых снимков, которые с легкостью попадают в СМИ прямиком из Шотландии.

В этом году, например, фотограф-любитель, побывавший у Лох-Несс, перепутал морское чудовище с обыкновенными волнами на водной поверхности. Однако этот факт нисколько не помешал некоторым сайтам объявить о том, что новая фотография станет для поклонников Несси очередным неопровержимым доказательством существования доисторического чудовища.

Снимок был сделан Дэвидом Элдером в Форт-Августе в юго-западной части 23-километрового шотландского водоема. На фотографии запечатлена дугообразная волна, появление которой турист связывает с движением подводного обитателя. 50-летний фотограф настаивает, что эта волна была вызвана "черным объектом, находившимся под водой". Элдеру удалось сделать несколько фотографий, а также заснять видео таинственной сцены.

"Мы были на пирсе в Форт-Августе и я фотографировал лебедя, - рассказал мужчина в интервью Mail Online. – Как вдруг боковым зрением глаза я заметил черную область воды около 4,5 метров длиной, вокруг которой шли странные волны. Я убежден, что они были вызваны объектом, находившимся под водой. В то время вода была очень спокойная и не было ни волн, никакой либо другой активности на воде. Под водой определенно было что-то твердое".

Читать далее >>

2 октября 2013 г.

Британцы избавились от очередной порции бесполезных документов об НЛО

Британское правительство рассекретило сотни материалов об НЛО, которые, по мнению властей, им больше не пригодятся. Минобороны, занимавшееся изучением неопознанных летающих объектов, решило показать публике материалы для того, чтобы она убедилась самолично: пришельцев не существует и они не могут представлять никакой угрозы. Документы доступны на сайте Минобороны страны.

Обнародовано более 25 папок, содержащих свыше 700 документов об НЛО за период наблюдения с 2007 по 2009 годы. Они представляют собой сообщения людей, которые стали "очевидцами" странных явлений. Одно из наиболее оригинальных принадлежит ребенку, который пишет, что он видел подозрительные огни в небе, и прикрепляет рисунок инопланетянина, машущего рукой из космического корабля.

Среди других - сообщение от англичанина, который якобы живет с пришельцем уже несколько лет, и мужчины, утверждающего, что инопланетяне похитили его собаку, машину и палатку во время похода. Встречаются записи о том, что НЛО видели над зданием Парламента и в районе знаменитого Стоунхенджа, передает BBC.

"Я надеюсь, "секретные материалы" повеселят читателей, также, как и нас когда-то", - сказал бывший сотрудник спецотдела Ник Поуп.

Расследовать случаи, свидетельствовавшие о существовании НЛО, британское правительство начало в 1952 году. За это время больше всего заявлений о вторжении пришельцев поступило в 1978 году (750 сообщений), когда в кинотеатрах был показан фильм Стивена Спилберга "Близкие контакты третьей степени" о странных явлениях. Второй "пик" пришелся на 2009 год - тогда ведомство обработало свыше 640 звонков и писем. Большая часть из них содержала информацию о парящих сияющих объектах. В одном из сообщений, например, говорилось о том, что в небе что-то "светилось как ангел".

Эксперты связали рост жалоб в 2009 году с популярностью китайских фонариков. "Многие записи о небесных объектах странной формы и оранжевого цвета описывают китайские фонарики, хотя сам очевидец их не узнает", - сказал Дэвид Кларк, автор книги "Документы об НЛО", основанной на прежних исследованиях Минобороны.

По заявлению Минобороны, большинство сообщений об НЛО имеют логическое объяснение, и лишь часть из них до сих пор не разгадана. Среди них, например, заявления от полицейских и летчиков, отмечает Sky News.

Но несмотря на рост числа сообщений об инопланетянах, в 2010 году Минобороны Британии расформировало специальное подразделение, занимавшееся изучением этих заявлений. В ведомстве решили, что за более чем полвека наблюдений за НЛО не было обнаружено ничего, что свидетельствовало бы о существовании НЛО. "Отдел не отвечает задачам, поставленным перед министерством обороны, и лишь отвлекает сотрудников от более важных дел", - постановил Боб Эйнсворт, занимавший тогда пост главы ведомства.

Читать далее >>