31 июля 2013 г.

Разоблачение еще одного фото лох-несского чудовища

История этого "сенсационного" снимка легендарного лох-несского чудовища уходит в далекий 2010 год, когда 27-летний ландшафтный дизайнер Ричард Престон, оказавшийся на берегу Лох-Несса, как он считает, запечатлел Несси.

"Присмотревшись повнимательнее, я отчетливо увидел, словно четыре горба, выступающих из-под воды. Я подумал, что мне нужно это сфотографировать. Меня поразило, как долго это находилось без движения, а потом я буквально на секунду повернулся спиной и оно исчезло", - поделился тогда своими впечатлениями Престон.

Спустя 2 года, в 2012-м, канал "National Geographic", снимавший тогда новый цикл передач под общим названием "Паранормальное", пролил свет на загадку странного снимка Ричарда Престона.

Читать далее >>

30 июля 2013 г.

Московская полиция накрыла банду экстрасенсов

Хорошие новости из России. Там полиция арестовала целую банду мошенников-экстрасенсов, которые запугивали жителей столицы проклятиями и фактически вымогали у суеверных граждан деньги. Теперь, видимо, горе-колдуны будут стращать своими чарами завсегдатаев российских тюрем. Где им, собственно, самое место.

В Москве задержаны участники преступной группы, которые под видом оказания экстрасенсорных услуг похищали денежные средства у граждан. Как пояснили в Главном следственном управлении ГУ МВД по столице, злоумышленники запугивали обратившихся к ним клиентов, сообщая о родовых проклятиях или порче, а затем предлагали избавиться от проблемы за определенную плату.

По данным ведомства, центр парапсихологии и ясновидения "Сапфира" был организован уроженкой Ленинграда и уроженцем Казахстана. С января по июнь они арендовали офисное помещение в одном из московских бизнес-центров. Для привлечения клиентов мошенники размещали рекламу о своей деятельности на кабельных каналах. Чтобы было невозможно определить фактическое местонахождение, в колл-центре использовалась IP-телефония.

Злоумышленники представлялись Алексием Сибирским и Григорием. Клиентов, позвонивших в колл-центр, выслушивали и убеждали, что экстрасенсы могут оказать парапсихологическую помощь в решении любого жизненного вопроса.

Во время телефонного разговора подозреваемые инсценировали проведение мистических обрядов и придумывали обратившимся несуществующие проблемы. Граждан убеждали в необходимости снятия порчи или родового проклятия, а также указывали на возможные негативные последствия в случае отказа от экстрасенсорной помощи. Когда клиент был достаточно запуган, ему предлагали за деньги избавиться от проблемы.

В начале июля в отношении участников ОПГ было возбуждено уголовное дело по статье "Мошенничество". 24 июля сотрудники столичных правоохранительных органов провели шесть обысков в офисе и по местам жительства "экстрасенсов". В ходе проверок были изъяты списки с данными граждан, обращавшихся за помощью, квитанции об оплате услуг, 4 млн руб., иные предметы и документы, подтверждающие незаконную деятельность.

На следующий день были задержаны шесть участников группы, в том числе организаторы. Решением Тверского районного суда Москвы они арестованы. В настоящее время устанавливаются дополнительные эпизоды противоправной деятельности злоумышленников.

Читать далее >>

29 июля 2013 г.

Иисусьи чудеса

Здесь важно внимательно следить за реакцией людей, попавшихся на розыгрыш.

Читать далее >>

28 июля 2013 г.

Двигающаяся статуя древнеегипетского божества

Интересный случай не так давно произошел в стенах британского музея Манчестера. СМИ в большинстве своем рассказывают о феномене как о чем-то паранормальном, хотя на самом деле это всего лишь забавный курьез или даже спланированная мистификация руководства музея с целью привлечения посетителей (как-никак, более 4 млн просмотров на Youtube). Так или иначе, но ничего сверхъестественного здесь нет.

Небольшая статуя бога Осириса, сделанная в Египте примерно в 1800 году до нашей эры, поставила в тупик сотрудников Манчестерского музея, где она выставлена, после того, как самостоятельно сделала поворот на 180 градусов. Передвижения стоящего в стеклянной витрине древнего экспоната были записаны камерами наблюдения, при этом на ролике видно, что к статуэтке никто не прикасается.

При ускоренном воспроизведении записи можно заметить, как высеченная из камня фигурка медленно, но неуклонно поворачивается на месте вокруг своей оси. Специалисты не могут объяснить этот процесс и в отчаянии готовы увидеть в нем предвестие "проклятия фараонов", согласно которому страшная кара должна постичь каждого, кто потревожит покой фараона в гробнице, или опосредованно причастен к этому.

По данным газеты Manchester Evening News, фигурка высотой около 25 сантиметров под названием Неб-Сену, была обнаружена в гробнице фараона в Египте при раскопках.

В 1933 году экспонат, изображающий статично стоящего в полный рост повелителя загробного мира бога Осириса, попал в экспозицию Манчестерского музея, сообщает газета The Daily Mail.

29-летний куратор музея Кэмпбелл Прайс рассказал Manchester Evening News, что рядом со статуэткой была установлена цифровая камера, которая снимала все происходящее днем и ночью, после того, как движения фигурки были впервые замечены им в феврале. Любопытно, что статуя двигается только днем, а ночью пребывает в неподвижности.

Британский физик Брайан Кокс, с которым консультировался Прайс, предположил, что движение вызвано "дифференциальным трением" каменного постамента статуи о стеклянную полку в витрине, где она стоит, вследствие небольшой вибрации, которую производят шаги посетителей. Однако куратор возразил, что раньше экспонат стоял на том же месте, но никаких сдвигов замечено не было. Кроме того, ему кажется странным, что фигурка движется точно по кругу.

Читать далее >>

26 июля 2013 г.

Разоблачения из прошлого. Часть 18: Ю.Горный - "Всю жизнь боролся против мистики и мистификаторов"

В восемнадцатой части обзора "Разоблачения из прошлого"  мы вновь встретимся с Юрием Горным (в настоящее время он официально является членом Комиссии РАН по борьбе с лженаукой), поговорим о его невероятных способностях, а также проверим предсказания Горного, данные им в конце 1993 года на январь 1994-го.

Первая статья-интервью - "Юрий Горный: Вскрытие покажет" - была опубликована в газете "Труд" 31 декабря 1993 года.

Вот уже тридцать лет подряд Юрий Горный остается для всех человеком-загадкой. Похоже, его возможности безграничны: носится с завязанными глазами на автомобиле по городу, заглядывает в чужие мысли, назубок цитирует тома энциклопедии, соревнуется с компьютером в программах быстрого счета. Гипнотизер, предсказатель, экстрасенс. А еще — заслуженный артист России (в этом жанре аналогичное звание имел до него только Вольф Мессинг), член-корреспондент Международной академии информатизации. Интеллект, доведенный до феномена путем постоянного самоусовершенствования. Свои сценические номера он называет психологическими этюдами. Вулканический темперамент, фантастическая трудоспособность — и его акции всегда неожиданны. популярны. Последние из них: фестиваль в Лужниках «Твои возможности, человек!», «День города» в Миассе, откровения в уникальной телепрограмме «Третий глаз».

Добрые два десятка номеров из программы артиста вполне заслуживают Книги Гиннесса. Вот такой, к примеру. Много веков мир восхищается гениальностью Гая Юлия Цезаря, который одновременно мог делать сразу три дела, требующих интеллектуального напряжения. У Горного есть номер, который называется «Посрамление Цезаря»: на глазах у зрителей артист одновременно выполняет» 7 дел.

— Юрии Гаврилович, с таким набором возможностей не представляете ли вы опасности для общества? Чего стоит одно угадывание за две недели вперед выигрышных номеров в «Спортлото»?

— Мой коллега Геллер говорит в таких случаях, что корыстное использование необыкновенных возможностей всегда карается некими таинственными силами. Ну а если серьезно, то никогда не надо переступать через нравственный порог. Это опасно и для мастера, и для зрителей. кстати, предсказав однажды результат тиража «Спортлото», я не стал тогда участвовать в игре, это была всего лишь рекламная акция.

— Один из ваших моноспектаклей на сцене называется «Твои возможности, человек!» О каких возможностях идет речь?

— Я бы сказал, о рекордах интеллектуального спорта. Свои сценические номера я называю психологическими этюдами и всю жизнь боролся против мистики и мистификаторов. Непрестанно работая над собой, тренируя свою память, человек очень многого может добиться. Я начал, например, с четвертого класса. Сначала работа по физическому совершенствованию, затем — психологическому. Заинтересовался гипнозом, встретился с известнейшими гипнотизерами...

— Как у вас все это просто выглядит. Но я знаю, что работу на сцене вы начинали не так уж безоблачно.

— Первые семь лет просто в полуподполье: парик, псевдоним, фальшивая печать...

— Именно в это время советский серый кардинал Суслов сказал: «Чтоб этих проходимцев на сцене больше не было!»

— Да. И сказал он это под впечатлением выступлений Вольфа Мессинга. В области моего жанра просто перекрыли кислород. Правда, был от этого и некий терапевтический эффект: на сцену перестали пускать толпы шарлатанов. Однако сильно страдали и настоящие профессионалы. Ну а потом, после ряда моих удачных выступлений, в прессе промелькнули сразу несколько ободряюще-сенсационных материалов, началась оттепель. И сейчас, кажется, нет в стране мало-мальски известной сценической площадки, где бы я не выступал.

— На зрителей просто ошеломляющее впечатление производит ваша езда на автомобиле с залепленными пластырем глазами. Пожалуй, это посложнее, чем одновременное исполнение семи дел?

— Ну да, номер с автомобилем — это рекламный этюд, и весьма эффектен. Я его так выполняю: веду машину, объезжаю статистов, выкрикивающих мне задания по устному счету,— я моментально выдаю ответ — воспроизвожу по названной странице тома энциклопедии текст. С этим номером я объехал немало стран, повторить его пока никому не удалось. Таким вот образом мне пришлось рекламировать автомобиль «Мицубиси» в Таиланде. Недавно в уральском городе Миассе так, вслепую соревновался с участниками автомарафона Париж — Пекин и победил со значительным преимуществом...

Но тем не менее я уверен: мой номер с одновременным выполнением семи дел — один из самых трудных. Хотя зрители больше восторгаются другими. А суперсложность этого номера основана на функциональной асимметрии головного мозга. Я разработал специальную функциональную гимнастику, занимался тестами на переключение внимания, развитием оперативного мышления, объема внимания. Лишь после долгих тренировок определенных структур мозга у меня получилось: играю на рояле, пишу текст, считаю по заданиям... Это был результат моих знаний, воплощенных в иллюстрацию впервые в 1975 году. Кстати, а в 1980 году американский нейрофизиолог Роджерс Слери за свою теорию в этой области получил Нобелевскую премию. Такой вот это номер.

— ...А вы часто повторяете, что чуть ли не все чудеса Горного на сцене по плечу почти любому?

— Если не все, так очень многие. И я успел доказать это: набрал группу добровольцев, и за неделю обучения они очень многое освоили.

— Зато ваши попытки отыскать суперчеловека, экстрасенса, помнится, закончились крахом — акция совместная с «Трудом».

— Был конкурс, был приз, были подготовлены спецтесты. Пришло много народу, большинство с огромными амбициями. По ходу конкурса во время испытаний там такие перлы выдавались... Скажем, проводит «экстрасенс» через ширму диагностирование больного. Потом вместо человека в кресло манекен сажают. А кандидат в экстрасенсы у деревяшки то грыжу найдет, то язву.

Но было в тот раз и одно настоящее открытие — Вадим Данилкис. Он оказался гением стихотворной импровизации, буриме, кроме того — блестящим бардом, писателем-сатириком, пародистом.

— Феномен экстрасенсов ученые изучают не первый год, но результаты какие-то расплывчатые?

— В бывшем СССР первые группы по изучению этих феноменов были созданы еще в шестидесятых годах. А сам термин «экстрасенс» ввели в обиход американские ученые-исследователи в 1882 году. Подразумевалось, что есть какие-то иные, еще неизвестные каналы коммуникации. Эксперименты ничего не подтвердили.

Хотите знать, как я понимаю, что такое экстрасенс? Это человек с повышенным уровнем рефлексивного мышления, которое зиждется на огромных знаниях. Да нет, нет попросту в природе таких явлений, как телепатия, ясновидение. телекинез... Так же, как нет широко разрекламированного прессой некоего нового, неведомого биополя. А изучающие экстрасенсов серьезные ученые из академического института радиофизики и электроники пользуются другим термином — «физические поля биологических объектов»! И от первой же попытки объяснить номера экстрасенсов с позиции здравого смысла и психологии как науки межличностного общения сразу же разрушается их образ.

Вспомните известного на весь мир Ури Геллера, который «с помощью телекинеза исправлял сломанные механизмы». Я тоже однажды проделал подобный социально-психологический эксперимент на ленинградском телевидении. Так потом завалили письмами, звонками: спасибо, пылесос заработал, часы пошли, поясница прошла. А ведь это всего лишь был эффект больших чисел. Но подобным «целительством» я не занимаюсь, хотя за минут» сеанса вроде бы превзошел Чумака, Кашпировского и Лонго, вместе взятых.

— Раз уж речь пошла о воздействии на здоровье: психотронное оружие — тоже, по-вашему, блеф?

— Я знаком с этой проблемой, знаю людей, которые у нас ею занимаются. Скажу так: ну на очень примитивном уровне занимаются, хотя и в государственных масштабах. На механическом, технарском! Речь должна идти не о психотронном оружии, а о манипуляции и запуске стрессоров-раздражителей. Информация эта обычно адресована так называемым внушаемым людям. Их за последнее время стало значительно больше: с 5%. по моим наблюдениям, возросло до 25%. Людей таких называют еще гипнотиками. Информационная диверсия осуществляется через телевидение: пример с последними выборами очень нагляден. Это как прямое, так и косвенное насилие.

— Считаете, что рост числа гипнотиков опасен?

— Я психолог-практик и ответственно заявляю: у внушаемого человека резко снижается способность к анализу ситуации. Почему в последнее время так много аварий на транспорте, на производстве? Дело ведь не только в несовершенном оборудовании, но и в людях, которые им управляют. Картину Гойи «Сон разума рождает чудовищ» помните? Но мы по-прежнему млеем от созерцательного мистицизма.

— Если нет никакой мистики — к кому же вас, Юрий Гаврилович, отнести с вашими чудесами?

— У меня, как у каждого человека, есть 5 органов чувств, которыми воспринимается мир. И у каждого — разная чувствительность, чаще всего, обострен, но восприятие по одному каналу идет за счет понижения чувствительности другого. Я, например, обладаю повышенной чувствительностью к восприятию слуховой и зрительной информации. У меня повышенная мышечная чувствительность, просто фантастическая. Зато, скажу по секрету, отвратительно развито обоняние, много хуже, чем у миллионов других.

— Многие ваши демонстрации на сцене связаны с феноменом памяти — тот же быстрый счет наперегонки с компьютером. У большинства людей с годами ухудшается память, а у вас?

— Если говорить об обычной механической памяти, то с годами я, как и все люди, ощущаю, что она ухудшается: я могу забыть анекдот, кошелек — как со всеми бывает. А что касается так называемой «иконки» (фотографической памяти) — нет изменений. Вообще-то память можно укреплять во всяком возрасте, даже если у вас был инсульт, — есть обходные пути, можно изыскивать мнемонические приемы.

— И как вы себя поддерживаете в артистической форме всю жизнь? Ограничения? Диета?

— Очень много мне дает физический заряд, накопленный еще в юности, тогда я очень серьезно занимался спортом. Потенциал был фантастический: в те годы я где-то услышал, что мировой рекорд по приседаниям составляет 700 раз. Я сделал две тысячи, и ничего со мной не было. Я бы не сказал, что соблюдаю какую-то диету. Стараюсь сохранять оптимальное распределение нагрузок. Перед предстоящими выступлениями могу очень быстро входить в форму. Да, вот еще: когда выступаю или на гастролях — не пью кофе и стараюсь выполнять режим дня.

— Сегодня многие из ваших коллег активно занимаются лечением, психотерапевтов просто пруд пруди. А вы что же?

— Сколько себя помню, столько и шли и идут ко мне за помощью жертвы многочисленных шарлатанов, ни один из которых до сих пор не наказан. Всем этим жертвам стараюсь помочь. А не так давно пришел к выводу, что могу оказывать квалифицированную помощь людям более организованно. Вот почему при центре «Идея», который я возглавляю, начинает работу специальный диагностический и лечебный салон.

— Какова будет специфика его работы?

— Это будет реабилитационный центр для пострадавших от «лечения» у колдунов и магов и одновременно салон помощи людям, переживающим стрессовые ситуации. Лечение на солидной научной основе, с использованием психотехники гипноза, обучение аутотренингу, психоанализ, аналитическая диагностика ну и так далее. Вместе со мной прием будет вести один из известных в стране специалистов-невропатологов профессор Уманский.

— Будем считать, что медицина сможет воспользоваться вашими возможностями. Но я знаю, что вам удавалось трижды отыскать украденную у вас машину. Правоохранительные органы прибегают к вашей помощи как мощного психоаналитика?

— Их представители не раз у меня консультировались по отдельным вопросам, в их аудитории приходилось выступать, читать лекции. Но полностью, конечно же, потенциал остается невостребованным.

— Одно время милиция прибегала к помощи экстрасенсов для розыска людей, пропавших без вести, по их фотографиям. Вы как к этому относитесь?

— Это опять мистика. По моим сведениям, ни один из подобных экспериментов не закончился положительно. Зато могу привести множество примеров, когда правоохранительные органы наивно покупались на блефе «экстрасенсов».

— И наконец, не прибегая к мистике, но используя ваши интеллектуальные возможности: ваш прогноз на 1994 год?

— Этот год будет трудным. Многие из депутатов, которые попали в парламент благодаря своему блефу, затем вызовут в обществе раздражение и разочарование. И вновь в очередной раз обострятся деморализованность и апатия. Так хотелось бы этого избежать!

Есть у меня и совсем конкретные прогнозы-предсказания. Например, на будущий январь: курс доллара, ряд решений правительства, результаты серии спортивных матчей, фамилия человека, который возглавит Госдуму, и еще несколько других прогнозов. Кстати, три одинаковых опечатанных конверта с прогнозами я передаю накануне Нового года в Московский ипотечный «Стандарт-банк», в редакцию газеты «Центр-плюс» и вашей газете. Конверты будут храниться в сейфах. Право первого вскрытия конверта с предсказаниями я предоставляю вашей газете. Произойдет это 11 января на встрече с читателями, которая будет проводиться в Доме журналиста. Итак, до встречи!

Итак, прогноз был сделан, "время X" наступило, конверты были вскрыты, и... в газете "Труд" появилась небольшая заметка "Чудеса из сейфа" ("Труд", 1.02.1994), посвященная предсказаниям Горного. Привожу полный ее текст ниже.

31 декабря минувшего года Юрий Горный сделал и записал предсказания, прилюдно запечатал их в сейф, который открыл 11 января 1994 года в присутствии свидетелей. Вот что там было написано.

«В период до 11 января 1994 года в стране и в мире произойдут следующие события:

Начало года будет омрачено| трагическим событием в Сибири.

Биржевой курс доллара на 11 января составят 1293 рубля.

В розыгрыше спортлото 9 января выиграют следующие номера: 31,1, 3, 28, S.

Результат хоккейного матча «Крылья Советов» — «Металлург» (Новокузнецк) — 4:1.

Билл Клинтон будет хоронить свою мать.

Погода 11-го числа в Москве будет хорошая, солнечная.

Из замов премьера уйдут Шахрай и Шохин.

Останутся на своих должностях Сосковец и Гайдар».

«Попадание» почти абсолютно точное! Особенно если учесть, что подавляющее большинство наших штатных провидцев ошибается, в лучшем случае, через раз. А то и чаще.

Вот как прокомментировал это сам Юрий Горный:

— То, что я делаю, ни в коей мере не относится к модным сегодня «чудесам» мистики. Я верю только в закономерности, в числа, факты. Все мои «предсказания» сделаны на строго научной основе: информатике анализе, серьезных расчетах, использовании некоторых «технических» средств. Плюс, конечно, определенная техника артиста-исследователя.

А то, что делают сегодня с сознанием людей, внедрение в головы иррационализма я считаю идеологическим садизмом, ни больше ни меньше. Это — унижение разумных людей, попытка возвратить их в пещерное достояние, разрушить нормальное мышление, адекватное восприятие жизни. Что может быть безнравственней?

Да, вера в чудеса теплится в каждом из нас. Но когда ее используют в сомнительных целях: саморекламы разнообразных «экстрасенсов», пророков, колдунов, отвлечения людей от насущных проблем — это не просто возмутительно, это преступно.

Да, чудеса на свете есть. Но это чудеса человеческого разума, таланта, природы. Ничего общего с откровенным мошенничеством наших многочисленных «мессий» они не имеют.

Кстати, секрет того, как я это делаю, готов передать за вознаграждение любой богатой структуре...

Давайте все же разберемся по пунктам.

1. "Начало года будет омрачено| трагическим событием в Сибири". Скорее всего, под это предсказание хорошо попадает авиакатастрофа Ту-154 под Иркутском, случившаяся 3 января 1994 года.

2. "Биржевой курс доллара на 11 января составят 1293 рубля". Опять в точку. Правда, мне не удалось отыскать в интернете данных именно на 11 января 1994 года, зато смог найти данные на 12 января того же года. Курс американского доллара равнялся 1293 рублям...

3. "Билл Клинтон будет хоронить свою мать". Тоже верно. Мать Билла Клинтона скончалась 6 января 1994 года.

4. "Останутся на своих должностях Сосковец и Гайдар".  Гайдар ушел в отставку с должности Первого заместителя Председателя правительства 20 января 1994 года. Так что здесь, похоже, мимо. А вот Олег Сосковец действительно сумел сохранить свою должность.

5. "Из замов премьера уйдут Шахрай и Шохин". Сергей Михайлович Шахрай стал министром по делам национальностей и региональной политики 20 января 1994 года, Александр Николаевич Шохин также покинул пост заместителя премьера... 20 января 1994 года. Вновь попадание. Поскольку оба эти события произошли уже после 11 января, то, возможно, Горный грамотно просчитал политические тенденции того времени.

Увы, насчет погоды в Москве 11 января, результатов спортивных матчей и розыгрыша спортлото никакой информации найти не удалось.

Чудо или результат грамотного просчета? Высока вероятность того, что это был еще один хитрый трюк Горного. Тем более, что с текстом предсказания журналисты ознакомились уже после произошедших событий, после 11 января. Важно учитывать и то обстоятельство, что, как писала газета, Горный вначале сделал предсказания, затем "прилюдно запечатал их в сейф, который открыл 11 января 1994 года в присутствии свидетелей". Таким образом, Горный вскрывал сейф собственноручно, поэтому никак нельзя исключать вероятность того, что старые конверты были заменены на новые, с "правильными" предсказаниями событий, которые к 11 января уже произошли. Кстати, напоминает известный фокус, который в свое время демонстрировал перед Артуром Конан-Дойлем Гарри Гудини.

И под конец еще немного Горного. Статья из той же газеты "Труд" от 17.12.1994 года под названием "Сверхчеловек года живет в России".

Ходят слухи, что нашему знаменитому магу Юрию Горному присвоили в Японии титул «Сверхчеловек года». Что это за звание? Д.Буянов (г. Череповец).

На вопрос отвечает корреспондент «Труда» Анатолий Толстиков.

В течение этого года японская телекомпания Ти-би-эс следила за уникальными способностями людей на всех континентах мира. 90 знаменитейших факиров, магов, волшебников, экстрасенсов, гипнотизеров показали телезрителям Японии свои необыкновенные способности (среди них был и наш соотечественник Юрий Горный). И лишь 10 из них участвовали в съемке финальной 2-часовой передачи, которая будет показана в канун Нового 1995 года. Полчаса эфирного времени решено предоставить Юрию Горному.

Он предложил на суд жюри на выбор 30 этюдов, обещая выплатить гонорар в 1 миллиард рублей всякому, кто сделает это лучше. Таких не нашлось. В результате ему и было присвоено звание «Сверхчеловек года».

Читать далее >>

24 июля 2013 г.

Телекинез: Доказательств нет

Журнал "Naked Science" в майском номере за 2013 год порадовал статьей про телекинез. При этом, стоит отметить, в тексте имеются некоторые неточности.

Утверждается, что Ури Геллер, прославившийся в 70-х годах прошлого века трюками со сгибанием ложек, остановкой Биг-Бена и др., "обещал добровольно пройти необходимые научные исследования относительно подлинности своего телекинеза. Вот только почему-то так этого не сделал".

Это не совсем так, поскольку израильский экстрасенс в 1972 году довольно "успешно" прошел серию тестов в Стэнфордском университете. Впрочем, результаты эксперимента, якобы подтвердившие чудо-способности Геллера, сразу же были поставлены под сомнение и позже жестко раскритикованы Джеймсом Рэнди. Последний также предлагал Геллеру в строго контролируемых условиях продемонстрировать свои возможности и получить премию в миллион долларов, претендовать на которую может любой, кто в состоянии убедить независимую комиссию Фонда Джеймса Рэнди в том, что обладает любым уникальным даром, который невозможно было бы объяснить с научной точки зрения. Вот тут-то Ури действительно предпочел отказаться от столь заманчивого предложения, потому что даже надув ученых из Стэнфордского университета, обмануть Рэнди, бывшего фокусника, ему явно было не под силу. А рисковать репутацией Геллер по понятным причинам не стал.

Некоторые сомнения возникают и относительно представленной журналом информации о Нинель Кулагиной. В частности, версия о выпрыскивании из ладоней гистамина на уровне простого обывателя кажется невероятной, но, судя по всему, вполне реальна с научной точки зрения.

Так или иначе, но телекинез сегодня остается за бортом науки и ввиду своей полной несостоятельности как феномена там же, вероятно, и останется.

То и дело появляются обладатели этого необыкновенного дара, которые демонстрируют умение сгибать столовые приборы, поворачивать стрелку компаса, удерживать предметы в воздухе - и все это силой одной лишь мысли! Ученые мужи, взращенные на точных расчетах и неопровержимых доказательствах, упрямо не хотят верить в наличие таких феноменальных навыков у человека.

Сомнения по поводу существования телекинеза вполне оправданны. Ни один "чародей" пока так и не сумел предоставить неоспоримые доказательства своих уникальных возможностей. Телекинез включает в себя что угодно - фокусы, умелое применение знаний физики и химии, артистизм, но только не проявление "силы мысли". Ученые полагают, что все когда-либо демонстрировавшиеся телекинетические способности слагают историю большого обмана. Мы даже не будем рассматривать перемещения предметов духами и привидениями на спиритических сеансах XIX века. Устроители подобных шоу в те времена использовали весьма грубые манипуляции, и приводить их в качестве примера всамделишного" телекинеза бессмысленно. Но со временем механизмы обмана были отточены до совершенства, и в XX веке даже самые ярые скептики дрогнули перед мастерством экстрасенсов. К примеру, израильский экстрасенс Ури Геллер снискал в 60-х годах немалую славу благодаря своему умению гнуть взглядом ложки и заводить часы. Даже самым внимательным не удалось уличить его в мошенничестве. Сам Ури бил себя пяткой в грудь, уверяя, что не лжет - просто он-де сумел найти некие скрытые возможности организма, которыми обладает едва ли не каждый человек. В подтверждение своих слов Геллер обещал добровольно пройти необходимые научные исследования относительно подлинности своего телекинеза. Вот только почему-то так этого и не сделал...

В 1976-м году в телекинетическом мошенничестве были уличены несколько детей, которые тоже демонстрировали силу своих мыслей. Во время проведения эксперимента в Батском университете Великобритании ребята действовали так ловко, что чуть было не убедили ученых в существовании телекинеза. Они не учли одного - наличия в лаборатории скрытых камер. Записи показали, что дети втихаря гнули ложки руками. После подобных разоблачений авторитет "силы мысли" на Западе был основательно подорван.

Однако в Советском Союзе, напротив, интерес к телекинезу значительно возрос, и в первую очередь это связано с именем "чародейки" Нинель Кулагиной. Жительница Ленинграда не просто передвигала взглядом предметы, но даже могла, например, вызывать легкий ожог, приблизив к человеку кисть своей руки. Демонстрации ее уникальных способностей прошли многоступенчатую научную проверку, и далеко не сразу ученые разгадали секрет феномена Кулагиной. Аномалия действительно была зафиксирована, но вовсе не капельки гистамина. Причем жидкость была едкой и обладала электрическим зарядом. Именно этот "пот" и вызывал щелчки в микрофоне, менял диэлектрическую постоянную среды, рассеивая луч лазера, и даже разъедал кожу - отсюда и знаменитый "ожог". Бесспорно, это весьма любопытный случай, однако всего лишь с анатомической точки зрения, не более.

Собрав воедино все выводы многочисленных исследований "силы мысли", удалось выявить основную, наиболее адекватную версию природы телекинеза. Она никак не переплетается с оккультизмом, паранормальностью и мистикой, а потому вполне имеет право на существование в рамках академической науки. Согласно этой концепции, некоторые люди имеют способности к телекинезу в силу врожденных особенностей организма. Что именно представляют собой эти возможности, авторы теории объяснить не потрудились, списав их на возможное проявление неких дополни-тельных функций эндокринных желез, активизацию тех или иных участков головного мозга, повышенную чувствительность нервной системы и тому подобные факторы. Эти отклонения, мол, способны дать человеку возможность воздействовать на еще не-достаточно известные науке энергетические поля физического свойства, которые вроде как концентрируются вокруг него и поддаются психическому воздействию. Данная концепция тесно переплетается с распространенной теорией о том, что человек использует свой мозг всего на 10%, и лишь избранные-счастливые обладатели вышеперечисленных отклонений - способны заставить работать свои извилины на полную катушку и обзавестись экстрасенсорными возможностями. В рамки идеи о скрытых резервах человеческого организма вполне вписываются рассказы некоторых экстрасенсов о том, что телекинез или какие-либо другие парапсихологические способности проявились у них в результате травм, заболеваний, стрессов, ударов током.

Однако благодаря развитию современных диагностических технологий даже на этой более-менее приемлемой версии объяснения телекинеза пришлось поставить крест. Позитронно-эмиссионная и функциональная магнитно-резонансная томографии доказали, что мозг обычного человека не такой уж и ленивый - он задействован практически полностью.

"Еще в прошлом веке появился ряд технологий, которые позволили проследить за мозговым трафиком. В ходе исследований было выявлено, что во время своей деятельности мы используем практически все отделы головного мозга. Даже самые простые задачи, как правило, требуют включения значительной части извилин", - отмечает Скотт Лилиенфельд, сотрудник Университета Эмори (США). Кроме того, современные ученые отмечают, что существование телекинеза противоречит самому устройству мира с точки зрения физики, которая не приемлет смутных упоминаний о воздействии "некой силы". Нейробиологический механизм, с по-мощью которого человек силой мысли мог бы перемещать или трансформировать объекты, раскрыть пока не удалось. Никто не собирается отрицать, что наш мозг излучает электро-магнитные волны, и они, чисто теоретически, могли бы оказывать влияние на окружающие предметы, если бы не одно существенное "но". Эти волны выходят из черепа всего на несколько миллиметров. Их воздействия не хватит, чтобы поднять пластиковый стаканчик, не говоря уже о том, чтобы передвинуть мебель. На сегодняшний день ученые убеждены, что у человека просто нет необходимых данных для осуществления телекинетических манипуляций, а потому на все потуги магов- чародеев они хором отвечают: "Не верю!".

Впрочем, поспешим утешить поклонников экстрасенсорики: тему телекинеза никто закрывать не собирается, даже в среде ученых.

Возможно, в скором времени им удастся поставить точку в этом вопросе, окончательно доказав невозможность психокинетического феномена или, напротив, неожиданно найдя разумное объяснение его существованию.

Блиц

Говорят, если усиленно думать о каких-либо будущих событиях, то на их исход можно повлиять. В науке есть какие-либо доказательства этому? Алексей Н., г. Ставрополь

В силу явного мистического характера данного предположения ученые не очень акцентируют внимание на его проверке. Однако некоторые исследования все же были. В 1930-1940- х годах этим вопросом увлекся сотрудник Университета Дьюка по имени Дж. Б. Райн. Он собрал добровольцев, провел эксперимент с помощью игральных костей, предлагая подопытным усиленно думать о том, какое число должно выпасть. Результаты экспериментов никакой силы мысли не подтвердили. Но некоторые случаи совпадений чисел все же были. Райн почему- то отмел вариант случайности и уверовал в силу мысли, подав результаты своего эксперимента под мистическим "соусом". Однако другие исследователи не смогли проверить его выводы на практике и, более того, обнаружили в методах Райна множество ошибок.

А вот в психологии о таком феномене знают не понаслышке. Но он, скорее, касается взаимодействия между людьми, нежели между людьми и неживой природой. Это объясняется целым рядом процессов, происходящих в нашей психике. Как правило, так называемыми, психологическими защитами. Например, такая защита, как проективная идентификация ответственна за "неосознанные ожидания": когда человек своим невербальным поведением (жестами, мимикой и т. д.) и бессознательно "вынуждает" другого вести себя (опять же неосознанно) так, как он ожидает.

В Интернете так много объявлений о различных курсах, на которых обещают научить телекинезу. Неужели этому реально можно научиться? Вика, г. Москва

Наш совет: не покупайтесь на эти заманчивые обещания. Даже если в рекламном сообщении фигурируют названия вроде "институт", "университет", "исследовательский центр", ничего общего с наукой данные курсы не имеют. Все эти лекции, практики и семинары имеют схожие черты: во-первых, они в большинстве своем платные, во-вторых, все как один подразумевают манипуляции с "жизненной энергией" и ее визуальными мысленными образами, а в-третьих, их организаторы просят своих студентов скрывать эти занятия от окружающих до появления первых результатов. Однако курсы телекинеза (весьма, кстати, дорогостоящие) могут продолжаться сколь угодно долго, но никакого эффекта не принесут. Иначе у нас каждый второй человек демонстрировал бы сверхъестественные возможности.

Почему экстрасенсорное восприятие у людей подвергается сомнению, если даже животные умеют определять в пространстве расположение объектов, не видя их? Виктор Пономарев, г. Верхний Уфалей

Наверное, Вы имеете в виду биолокацию? У этой способности нет ничего общего с экстрасенсорикой, она имеет вполне научное обоснование. Биолокация животных основана на рецепции внешних механических, акустических или электрических раздражителей. При так называемой пассивной биолокации источником раздражителей выступают объекты окружающей среды. В качестве примера можно привести механические колебания, воспринимаемые боковой линией некоторых рыб, или электрические поля, воспринимаемые ампулами Лоренцини скатов. При активной биолокации источником зондирующего сиг-нала является само животное (эхолокация у китов и дельфинов). Применительно к человеку термин "биолокация" трансформировался в различные псевдо-научные практики "внечувственного восприятия" - лозоходство, радиэстезия, биоинтроскопия.

В чем суть физиологического воздействия гипноза? Что происходит в голове у человека, которого ввели в транс? Екатерина Лыкова

Конкретные механизмы действия гипноза долгое время не поддавались изучению. Завесу тайны приоткрыли специалисты из Университета Женевы в 2009 году. С помощью фМРТ они контролировали мозговую активность добровольцев, которые должны были шевелить рукой при определенном сигнале. При этом часть испытуемых просили представить, что рука у них парализована, а другой части то же самое внушили под гипнозом. Затем мозговые процессы, происходящие у испытуемых из разных групп, сравнили. Оказалось, что гипноз вызывает значительные изменения в работе префронтальных и париетальных областей мозга, ответственных за внимание. Также при внушении идут изменения в функциональных связях моторной (двигательной) коры с другими отделами мозга, но без подавления активности моторных систем. Кроме того, выяснилось, что под гипнозом усиливается активация предклинья - структуры мозга, участвующей в формировании у человека собственного образа, изменяются и процессы контроля выполнения задач, происходящие в лобных долях. Получается, что гипноз особенно не влияет на моторные системы мозга, однако передает управление ими искусственно сформированным образам.

"Naked Science" №4 2013

Читать далее >>

22 июля 2013 г.

"Доисторический монстр" из Новой Зеландии оказался...

Интернет-общественность и журналистов озадачило видео с "морским чудовищем" на берегу Новой Зеландии. Полуразложившийся труп девятиметрового животного с разинутой пастью и острыми зубами запечатлела на камеру местная жительница Элизабет Энн и выложила на YouTube, обратившись к пользователям с вопросом: "Кто-нибудь может опознать это?", передает Stuff.co.nz.

"Это странное морское существо выбросило на пляж Pukehina Beach на берегу залива Пленти (на севере Новой Зеландии) в результате сильного шторма. У него огромная голова и зубы, а также рудиментарные ласты. На вид он достигает около девяти метров в длину, но возможно задняя часть тела - это внутренности, вывернутые в результате какой-то атаки", - написала Элизабет Энн. При этом она добавила, что местные жители пока не знают, что думать об этом существе.

Западная пресса мигом окрестила существо "глубоководным чудовищем" (The Sun) и "морским монстром" (The Daily Mail). Разделились мнения пользователей YouTube, большая часть из которых склоняется к невероятным и даже мистическим версиям.

Так, многие пользователи высказывали мнение, что это динозавр, в частности, тираннозавр или мозозавр. Другие предполагали, что с морских глубин поднялось само "лохнесское чудовище", хотя согласно легенде, оно, как известно, обитает не в Новой Зеландии, а в Шотландии. Другие шутили о том, что на видео - помесь чихуахуа и терьера.

Однако первые экспертные оценки уже разочаровали любителей мистики. Как сказал эксперт по морским млекопитающим Антон ван Хелден местному телеканалу New Zealand's Channel 3, это вероятнее всего, обычная косатка. "Судя по плавнику, труп принадлежит косатке. Тем не менее мне пока сложно сказать, как это животное погибло", - сказал ученый. Это млекопитающее, известное под названием "кит-убийца", не раз видели в бухте, сообщает телеканал. Воды, окружающие остров Фиджи и Залив Изобилия являются привычным местом обитания косаток.

"Это так скучно! Это не доисторическое животное, как я считала!" - не стала скрывать своего расстройства одна из обнаруживших труп "чудовища" Луана Лоуэлл Льюис. Впрочем, окончательную оценку останкам "глубоководного монстра" должны дать в департаменте охраны природы Новой Зеландии, куда передали снимки для идентификации.

Кстати, примеры того, как разложившееся тело акулы "превращается" в труп "неизвестного науке морского монстра", у ученых имеются давно (причем из той же Новой Зеландии).

Читать далее >>

21 июля 2013 г.

НЛО, Google и Всемирный день летающих тарелок

Немного с опозданием, но все же. Каждый год 2 июля отмечается весьма странный и более чем необычный праздник - так называемый Всемирный день НЛО. В этот день уфологи по всему миру вспоминают самые яркие и убедительные, как они считают, доказательства существования космических аппаратов внеземных цивилизаций, которые посещают Землю и необоснованно получили огульное название - НЛО. А в Мекку всех любителей "летающих тарелок", Розуэлл, где, в 1947 году якобы потерпел крушение инопланетный корабль, стекается большое количество туристов, которых там, кстати, предостаточно и в любой другой день в году.

Поисковый гигант Google отметил этот день по-своему, заменив свой обычный логотип на анимированный дудл. Правда, сделал он это 8 июля, так что, судя по всему, конкретной даты Международного или Всемирного дня НЛО попросту не существует. Как и самих НЛО, что, впрочем, и не удивительно.

Читать далее >>

19 июля 2013 г.

Разоблачения из прошлого. Часть 17: Философия иллюзии Дэвида Копперфильда

В семнадцатой части обзора "Разоблачения из прошлого" мы вновь поговорим о всемирно известном фокуснике Дэвиде Копперфильде, честно признающемся в том, что все, что он демонстрирует, - не более чем иллюзия. А расскажет нам об этом... сам Копперфильд, интервью с которым было опубликовано в журнале "НЛО: невероятное, легендарное, очевидное" (№ 9 (43)) в сентябре 1997 года.

Он занимается иллюзиями, то есть "движущей силой истории". Сегодня этот жанр включает в себя еще и манипуляцию, мнемотехнику, вентрологию и трансформацию. В согласии с мировым ходом дел иллюзионисты постепенно становились узкими профессионалами. То, что делает Дэвид Копперфилд, возвращает нас во времена Древней Сирии, Египта, Ассиро-Вавилонии и Византии, когда люди, подобные ему, принадлежали трем ветвям познания - религии, искусству и науке.

Его спектакли совершенны со стороны прямого ремесла, имеют свежее художественное решение и заставляют пережить очищающие чувства по принципу "шок-контакт-вхождение в образ". Главное отличие Копперфилда от известных нам отечественных мастеров иллюзионизма заключается в том, что по большей части он сам является объектом своего искусства, придумывая умопомрачительные номера не для демонстрации своей ловкости, а для собственного в них участия. Это шокирует.

Стоит лишь раз увидеть хотя бы один из его действительно grand pas (вроде исчезновения самолета, статуи Свободы и ориент-Экспресса, прохода сквозь Великую Китайскую стену, прыжка в Ниагарский водопад, полета и снегопускания и т.д.), как понимаешь всю правоту Алена: "Господа, живите спокойно: тайна все еще не раскрыта".

И только потом маленькая, как ночной мотылек, мысль начинает упрямо возвращаться к тайнам Копперфилда. Собственно, так и появилась идея этого интервью, которое сделано как раз перед его гастролями в Санкт-Петербурге 12-13 сентября с помощью господина Г. Локонти.

- Как возникают идеи Ваших номеров?

- Когда кто-то думает "Это невозможно!", я думаю прямо противоположным образом: "Нет, возможно!" Весь секрет заключается в том, чтобы ничего не считать невозможным и перевести невозможное в вероятное. Если приходится заниматься таким делом, значит, надо зайти к нему в тыл.

- Но иногда кажется, что успех Ваших представлений определяется врожденным артистизмом и нестандартным для подобного жанра решением Вашего сценического образа: вместо внешне заурядного, одетого как официант во фрак джентльмена, который раздувается на глазах от собственного пафоса, мы видим Вас...

- Мне нравится, что на сцене нет запретных путей и в своих интересах я могу воспользоваться чем угодно. По природе я романтичен и страстен. В магии это - основа основ в том смысле, что всегда надо совершать что-то потрясающее, из ряда вон выходящее, не опускаясь до низких чувств. Я ввожу магию в художественные рамки, поэтому делаю все, что бросает вызов человеческому разуму. И тогда уже никто не зайдет ко мне в тыл, не попытается разгадать секрет трюка, а попадет в определенную атмосферу, связанную с переживанием чуда.

- В таком случае, кто из современных художников оказал на Вас влияние?

- Когда я кончал школу (тошнотворное занятие, надо сказать), то частенько сбегал из дома в Нью-Джерси в Нью-Йорк, чтобы посмотреть бродвейские спектакли. Денег на билет, естественно, не было, поэтому я дожидался антракта, когда публика выходила передохнуть на улицу, смешивался с ней и, войдя в зал, усматривал свободное место.

Так я пересмотрел всего Боба Фосса, Стефена Сондхейма и Джерома Роббинса. И захотел, чтобы магия оказалась примерно в такой же художественной форме и так же действовала на публику, как эти спектакли - на меня. То есть не трюком, который сам по себе вторичен, а эмоциональным уровнем.

- Когда это было? И сколько Вам тогда было лет?

- В году 73-м я как раз был 16-летним юнцом.

- Но известно, что заниматься своим искусством Вы начали много раньше, когда Вам было лет 12...

- Да. И делал это, потому что очень хотел нравиться девочкам.

- Но Вы ошеломляете, даже когда делаете самый традиционный карточный фокус!..

- Весьма польщен. Но должен сказать, что долголетняя работа на телевидении приучила Меня к тому, что каждый раз надо придумывать что-то еще более грандиозное, чем прошлогодней номер.

...и полет?

- Он так важен для меня, потому что открывает потрясающие переживания и для зрителей, и для меня. Сейчас, когда чувство чудесного у меня притупляется, перед исполнением именно этого номера я стараюсь сбросить все прожитые годы, весь так называемый жизненный опыт и оживить чувство чуда, которое впервые испытал в детстве, когда увидел падающий снег...

- Известно, что под Вашей редакцией вышел сборник оригинальных рассказов, которые написаны специально такими авторами, Как Рей Бредбери, Джойс Кэролл Оутс и Дин Кунц. И там есть ваш рассказ о мальчике и снеге, о том, как он начал воспроизводить увиденное в детстве чудо снега.

- Этот рассказ я написал после того, как на сцене появился номер с тем же сюжетом.

- А Вы покажете его у нас?

- Да, это финал всего представления. Я хочу оживить и в себе, и в зрителях чувство подлинного чуда. Думаю, что белизна, льющаяся с неба и заполняющая зал, - и есть подлинная магия, доступная всем.

- А Вам нравится делать что-то монументальное или нечто микроскопическое?

- Сейчас мне нравится баланс между спектаклем большого отеля и какими-то очень интимными действиями внутри. Раньше меня действительно увлекала Большая иллюзия как неизведанная художественная форма. Освоив ее, я понял, что заниматься все-таки нужно тем, что действительно волнует людей.

- А где вы находите идеи своих номеров?

- Прежде, чем произойдет чудо, должны быть те, кто могут удивляться. На сцене я отправляю публику в путешествие по воображению также, как это делают кинорежиссеры.

- Ходят слухи о Вашем музее в Неваде, о специальной библиотеке и о том, как Вы пополняете свои коллекции. Не могли бы Вы описать их?

- Ну, уж и музей... Так, дом примерно в 2,5 тысячи квадратных метров, где я собираю то, что относится к магии всех времен и народов. Я не считаю себя коллекционером, так, что-то вроде архивариуса.

- И все же, сколько примерно предметов насчитывает Ваш репозиторий?

- Около 80 000, включая 15 000 книг, самая ранняя из которых датирована XVI веком.

- Назовите хотя бы несколько экспонатов из Вашей коллекций.

- Например, цепи Гудини. Кажется, это самый популярный объект, своего рода символ всех современных человеческих иллюзий. Или вот его же исчезающие и появляющиеся лампы. И, между прочим, они до сих пор в рабочем состоянии. Ну, там много еще чего есть...

- Как Вы можете определить философию своего собрания?

- Каждый современный маг стоит на плечах гигантов. Мой музей - это богатая, яркая и убедительная мозаика вкладов, сделанных женщинами и мужчинами всех времен и народов в самую неотразимую художественную форму.

- Видимо, поэтому все награды, которыми оценено Ваше творчество, относятся к сфере искусства! Это и "Эмми", и Кавалерский орден Почетного легиона, и премии в области телевидения. Вы очень много работаете именно в этой области, я знаю, что у нас, например, человек, увидевший что-то на экране, никогда не уверится полностью, что в жизни он найдет то, что ему показывали. И в голове постоянно сидит мысль: а как это выглядит на самом деле?

- Раньше, по крайней мере в Соединенных Штатах, по этой причине мне приходилось выступать примерно 500 раз в год. Сейчас ситуация изменилась, потому что у нас люди знают: все, что было показано по телевидению, они смогут увидеть вживую.

- Кроме того, есть совершенно очевидные пареллели между Вашим искусством и кино. Например, по части создания иллюзии.

- Здесь недоверие может все разрушить. Мы, маги, заставляем аудиторию все забыть и заново поверить. Поэтому когда я придумываю новый номер (а от разработки до воплощения проходит примерно два с половиной года, в случае же с полетом мне понадобилось семь лет!), то показываю его самой тяжелой аудитории, которая вообще ни во что не верит. То, как такая публика смотрит, помогает мне правильно "дописать" номер, довести сюжет и отдельные детали.

- А как вообще происходит подготовительный период? Судя по Вашим грандиозным проектам, Вам надо находиться в пике физической формы, иначе никакая иллюзия не спасет...

- Я очень долго репетирую, фиксирую каждый удачный прием, сам себя снимаю видеокамерой, а потом просматриваю записи, чтобы понять, что же я делаю правильно, а что - нет. Кроме того, у меня есть тренер, который ездит со мной и на гастроли. С ним я ежедневно работаю минимум два часа. Но... даже это не гарантирует, что в какой-то миг вы не потеряете чувство чудесного. Знаете, как это бывает со студентами, которые начинают изучать кино, погружаются в технологию и перестают ощущать чудо того, что у них находится в руках.

- А что Вы делаете, чтобы вернуть свежесть чувства? Ведь это невероятно трудно.

- Надо говорить с детьми и пытаться взглянуть на окружающее их глазами. Для этого я даже сделал специальную программу - "Магический проект", которую показывал в больницах почти тридцати стран мира. Впрочем, я и начинал свою карьеру именно с выступлений перед детьми. И до сих пор считаю, что со мной все в порядке, если на представления приходят семьями.

- Вы очень молодо выглядите. Наверное, и чувствуете тоже?

- Я верю в то, что люди, избравшие своим уделом познание и открытия, чувствуют себя молодыми. И стараюсь выразить это в своей работе.

- А где еще, на Ваш взгляд, сегодня магия может найти себе применение?

- Для меня было открытием, что манипуляция, например, это превосходное терапевтическое средство, и, прежде всего, для тех больных, которые утратили координацию. Посредством манипуляции такие люди возвращают себя в нормальное состояние и при этом наращивают важнейшее чувство - самоуважение. Поэтому я до сих пор горжусь тем, что могу отдавать свои знания и медикам, и, кстати, педагогам. И те и другие добиваются с моей помощью самых поразительных результатов.

- Даже в телевизионных программах с Вашим участием заметно, как отличается одно Ваше представление от другого, при том, что делаете Вы примерно одно и то же. Как это происходит?

- Наверное, потому что я не считаю зрителей наблюдателями, пассивными созерцателями того, что я делаю. Для меня зритель - это свидетель того, что чудо происходит на самом деле. Когда воспринимаешь свою реальность как первую, а не вторую, тогда она может меняться.

- Но всегда в зале царит такая особая атмосфера. ...Я бы сказала, праздника...

- Хорошее слово. Да, именно праздника, который происходит здесь и сейчас.

- А когда Вы впервые приехали в Европу на гастроли?

- Это было в 1994 году, первой страной оказалась Германия. И, знаете, я пережил удивительное чувство, когда видел перед собой примерно пятнадцать тысяч зрителей, а каждый из них мог следить за мной и по телеэкрану и быть ближе, чем если бы все зрители вдруг оказались в первом ряду.

- Кстати, об экранах. Вы всегда устанавливаете их, когда работаете в больших залах?

- Да, потому что камера действует, как микроскоп, все видят все, но, надеюсь, никому не удастся оказаться у меня за спиной.

- Вопрос о связи веры и иллюзии. Какова роль религии в Вашей жизни?

- Я вырос в семье, не принадлежащей ни к какой определённой конфессии. Но я много молюсь, потому что нуждаюсь в утешении, и часто подолгу разговариваю с богом. Особенно когда нахожусь в самолете.

- А Вам часто приходится отвечать на вопрос...

- Очень часто! Как будто я знаю не него ответ. Настоящий маг владеет волшебной палочкой не для того, чтобы делать деньги. Магия заключается в том, чтобы дать понять: сверхреальное - все-таки существует, но сами люди владеют такой силой, что порой или не подозревают о ней, или используют не по назначению.

- Но на меня, как на магнит, обязательно выходят типы, у которых просто какая-то мания к сверхъестественным силам. И они надеются с моей помощью приобщиться к ним. Говорю официально: ничего ТАКОГО я никогда не видел, но думаю, что что-то все-таки существует. А иначе - как бы мы здесь все оказались?

- А какие зрители поразили Вас больше всех?

- Мне довелось выступать перед несколькими президентами Соединенных Штатов, и видел следы чуда на их лицах - отпавшие челюсти и полная незащищенность. Это было самое невероятное впечатление, которое потом не повторилось.

- А Вас часто опрашивают о том, как именно Вы делаете свои трюки? Я имею ввиду, публика склонна интересоваться самой технологией магии?

- Я удовлетворен спектаклем тогда, когда зрители покидают его с комком в горле. Если они начинают интересоваться технологией, значит, я сделал что-то не так, потому что главное для меня - создание атмосферы визуальными, хореографическими и музыкальными средствами. Я нарабатывал это много лет, поверьте. А в самом начале карьеры даже играл в настоящем мюзикле в Чикаго, у меня была роль Мага, но по ходу дела я и пел, и играл, и танцевал, и конечно, совершал разные чудеса.

И я на практике знаю, как трудно создать и удержать атмосферу чуда. Гораздо труднее, чем придумать или повторить чей-то трюк. Он сам по себе, повторюсь, вторичен. А вот падающий снег - это действительно необъяснимое чудо. По крайней мере, я его до сих пор для себя не уяснил.

- Но воспроизводите?

- Да, потому что он возвращает меня в детство, а я хочу оживлять в себе это чувство.

- Значит, три трейлера с аппаратурой и почти 90 ассистентов - почти не в счет?

- Во всяком деле есть лицевая сторона и изнанка. С первой точки зрения, это действительно неважно. Со второй - жизненно необходимо.

- Скажите, а у Вас не было ощущения, что вообще все, что происходит, это какая-то Большая (может быть, даже Великая) Иллюзия?

- Хотелось бы верить, что это не так.

- Спасибо.

Читать далее >>

17 июля 2013 г.

Библейский код Элияху Рипса

Не так давно я наткнулся на весьма любопытную заметку, датированную 1997 годом. Вырезка из незнакомой мне газеты "Дельта" рассказывала об израильском математике Элияху Рипсе, якобы сумевшем расшифровать библейский код. Тест заметки оказался обычной перепечаткой статьи из журнала "Огонек" за тот же год.

Многолетние попытки Рипса разгадать таинственный код, будто бы зашифрованный в тексте Книги Бытия, в конце концов принесли свои плоды. Как выяснилось, предсказания и пророчества можно найти даже там, где их никогда и не было. Рипс, а также его последователи в деле расшифровки "священных текстов" утверждают, что будущее можно свободно предсказывать по тексту Книги Бытия. Однако так ли это в действительности? Читатели сами могут сделать вывод, познакомившись с довольно необычными методиками расшифровки Рипса.

В 1994 году в журнале "Статистическая наука" была опубликована статья математика Рипса, физиков Витцтума и Розенберга под названием "Последовательности равноотстоящих букв в Книге Бытия". Название статьи вполне соответствовало общей тематике журнала (применение методов математической статистики к различным вопросам науки и технологии).

Профессор Калифорнийского университета Марк Перах отмечал, что "редактор журнала Р. Касс сопроводил статью комментарием, указывавшем, что статья была опубликована в качестве загадки, предложенной читателям для разгадки".

Элияху Рипс

Взяв первоначальный текст Торы и убрав из него все пробелы, ученые получили непрерывную цепь из 304805 букв. Рипс, Витцтум и Розенберг расположили буквы столбцами с одинаковой высотой, после чего воспользовались помощью компьютера. ЭВМ стала искать в столбцах "знакомые" слова в самых разных направлениях - по вертикали, горизонтали, диагонали, слева направо и справа налево и т.д.

К "знакомым" словам авторы отнесли 300 понятий, видимо, связанных с иудаизмом, а также имена, даты рождения и смерти (обозначались буквами алфавита) 66 известных евреев, живших между IX и XIX веками. Именно эти слова и начал искать в полученном ранее тексте компьютер.

Естественно, нужные слова тут же нашлись. Они образовывались из букв, отстающих друг от друга на 1, 2, 3 и до тысячи (!) позиций. Метод вычисления необходимых авторам слов уже на этом этапе исследований вызывал смутные подозрения относительно его рациональности, однако это нисколько не остановило ученых мужей.

Та самая заметка

В итоге Рипсу удалось обнаружить в тексте Пятикнижия то, что он искал, а также то, что увидеть он никак не ожидал. Все смешалось в кучу: Саддам Хусейн, война в Заливе, Аполлон-11, русские ракеты, Германия, Эйхман, Гитлер, холокост, Клинтон, Кеннеди и даже циклон-Б (газ, с помощью которого нацисты уничтожали евреев), Ицхак Рабин, динозавры и погубивший их астероид (!) и др.

На волне успеха Рипс попытался тем же способом прочесть зашифрованный текст в романе Льва Толстого "Война и мир". Для этого математик почему-то использовал перевод легендарного произведения на иврит. Поддаваясь охватившему его безумию, Рипс, видимо, рассудил, что, если бы Иегова пожелал, как и в Книге Бытия, зашифровать тайное послание для людей, то сделал бы он это на иврите (логичнее было бы, конечно, использовать оригинальный текст на русском).

Не удивительно, что у Рипса ничего не вышло - понятия, заданные им в поиск, никак не желали выстраиваться. Примерно такой же конфуз случился с продолжателем дела  Рипса журналистом Майклом Дроснином, автором книги "Библейский код" (1997). Дроснин попытался расшифровать английский перевод Библии, но также потерпел фиаско.

При этом, если ознакомиться с бестселлером Дроснина, становится ясно, что Иегова, хитроумно спрятавший свой шифр в тексте Книги Бытия, помешан на деталях, порой никак не относящихся к человечеству, а то и вовсе к нашей планете.

"Убийство Рабина - не единственное событие современности, упоминание о котором обнаружено в Библии. В Библии закодированы сообщения об убийстве Анвара Садата, братьев Кеннеди, а также о сотнях других событий мирового значения - от второй мировой войны до Уотергейта, от Холокоста до Хиросимы, от высадки людей на Луну до столкновения кометы Шумейкера-Леви с Юпитером". При этом убийство Рабина - не единственное событие, о котором люди, изучающие библейский код, узнали до того, как оно совершилось. Факт падения кометы на Юпитер, и даже точная дата этого падения, тоже стали известны заранее. А дата начала войны в Персидском заливе была обнаружена в Библии до того, как Ирак напал на Кувейт" - пишет Дроснин.

И так далее - в общем, все то, что можно с уверенностью охарактеризовать как  "предсказания задним числом" (излюбленный прием всех расшифровщиков тайных посланий Нострадамуса). При этом якобы сделанное в 1994 году предсказание убийства премьер-министра Израиля Ицхака Рабина, совершенного 4 ноября 1995 года ультраправым религиозным экстремистом, могло лишь спровоцировать фанатика и подтолкнуть его к совершению преступления. Такое единичное совпадение (если оно и в самом деле имело место быть) вряд ли можно считать каким-либо существенным доказательством эффективности метода расшифровки Рипса.

Другие предсказания Дроснина, основанные на методике расшифровки Элияху Рипса, не относящиеся к прошлому (которое пророчествовать намного легче, нежели будущее), явно ошибочны. Вот лишь некоторые из примеров:

1. "И  код,  и  сейсмологи  могут  ошибаться. Но  факт  остается фактом: библейский код предсказывает сильное землетрясение в Лос-Анджелесе в 2010 году".

В 2010 году в "городе ангелов" было все спокойно.

2. "Несчастье может поразить Китай снова. Чуть выше «1976» указан еще один год - «5760», то  есть 2000-й.  Слово «Китай»  повторяется  рядом  с «великим  землетрясением» трижды: два раза вместе с 2000 годом и третий раз - с 2006-м".

Взяв в качестве потенциального объекта для землетрясения сейсмически опасный район, расшифровщики библейского кода и здесь не попали в цель. Крупные землетрясения случались в Китае в 2008 году, 2010 и 2013-м. О них Иегова почему-то предпочел умолчать, при этом "ошибочно" отметив даты 2000 и 2006.

3. "Именно «Япония» очевидным образом связана в библейском коде с будущим «великим землетрясением». В этом же месте появляются годы 2000 и 2006".

Вообще, предсказывать крупные катастрофы и катаклизмы не так уж и сложно, как это кажется на первый взгляд. Ученые делают это совсем не сверяясь с текстами древних мифов. С Японией (кстати, еще тот сейсмически опасный район) у Дроснина оказалось получше: одно попадание - 2006 год. Но не более того.

4. "Код указывает также на другие возможности. Рядом со словом «комета» обозначены еще два года - «5770» и «5772», то есть 2010-й и 2012-й. Обозначение 2010  года  пересекается  словосочетанием «день  ужаса».  Ниже  находятся слова «тьма» и «мрак». Они пересекают слово «комета». Рядом с 2012 годом скрытый текст говорит: «Земля уничтожена». Однако возле обозначения 2012 года есть еще одно сообщение, смысл которого сводится к  тому,  что  несчастье может  быть  предотвращено  и  комету  удастся  отвести  от  Земли: «смята будет, отброшена прочь, я разорву на части, 5772".

Здесь, думаю, можно и вовсе обойтись без комментариев.

Пользы для человечества в полученном Рипсом "библейском коде" и в том, каким удивительном образом в древнем тексте (пусть и странным образом перемешанном) удалось отыскать знакомые названия и фамилии, оказалось мало, но свою выгоду нашли проповедники и прочие сомнительные "искатели истины".

Появилось огромное число компьютерных программ (как платных, так и бесплатных), способных расшифровывать библейский код, а также статьи, книги, лекции, сайты, пропагандировавшие идеи израильского математика. Активизировались проповедники различного толка, использовавшие "открытия Рипса" в качестве доказательства существования бога. Кроме того, появилась религиозная организация, которая при помощи кода обращала сомневающихся и неверующих евреев в иудаизм. В общем, результаты изысканий математика Элияху Рипса упали более чем на благодатную почву мракобесия.

Пример расшифровки с предсказанием убийства Ицхака Рабина

Так что та "загадка", которую в свое время предложил читателям журнала "Статистическая наука" его редактор, на самом деле, заключается лишь в том, чтобы разгадать, до какой степени настоящего безумия может дойти человек, помешавшийся на буквальном толковании религиозных текстов.

P.S. Тема эта лично у меня вызывает, скорее, легкую иронию, нежели пусть и слабый, но интерес. По этой причине не вижу никакого смысла в подробностях описывать все события, связанные с Дросниным и Рипсом. Для тех, кто хочет узнать больше о так называемом "библейском коде", советую прочесть статью Рафаила Hудельмана "Библейские коды", опубликованную в далеком 1999 году.

Читать далее >>

15 июля 2013 г.

Страховка на случай встречи с лох-несским чудовищем

Время от времени заинтересованные лица подогревают ослабевающий интерес к неуловимому лох-несскому чудовищу, вбрасывая в СМИ очередную порцию новостей о Несси. А некоторые и вовсе не упускают случая попиариться на раскрученном озерном монстре.

Круизная компания Jacobite Cruises, основанная в Инвернесс, получит шестизначную компенсацию в том случае, если один из его кораблей будет поврежден чудовищем из озера Лох-Несс.

Jacobite Cruises, принадлежащая Фреде Ньютон, теперь надеется, что Несси будет держаться подальше, но на всякий случай решила включить в страховку пункт о миллионной компенсации за нападение Несси.

"Я не знаю, каковы на самом деле шансы, что в озере Лох-Несс живет чудовище, но как глупо мы будем выглядеть, если чудовище на самом деле существует, а мы не застраховались от его нападения? Я надеюсь, что мы никогда не услышим о Несси. По крайней мере хочется верить в то, что оно будет обходить наши суда стороной", - заявила владелица.

Сделка была заключена с местной фирмой Towergate Морей Ферт. Директор Боб Джек сказал: "Это, наверное, самый необычный страховой запрос, который мы когда-либо имели, но мы рады, что обеспечим покрытие. Я уверен, что каждый, кто отправляется в плавание на озере, будет приятно удивлен, что застрахован в том числе и от нападения Несси. Желаем Jacobite Cruises и их пассажирам многих счастливых путешествий на озере без каких-либо происшествий".

Jacobite Cruises, владеющая тремя судами, предлагает ежедневные поездки по озеру Лох-Несс. В течение года услугами компании пользуются около 10 000 экскурсантов. Оплата столь странного страхового случая совпадает с 80-летием первого "обнаружения" Несси.

Читать далее >>

14 июля 2013 г.

Эволюция кругов на полях. 2005 год

Многие уверены, что странные рисунки на пшеничных полях по всему миру создают пришельцы. Таким образом "братья по разуму", по мнению уфологов, пытаются сообщить (пока безуспешно) человечеству нечто важное. Скептики же в основном придерживаются теории обмана, считая, что круги - дело рук (и ног) человека. Впрочем, не следует забывать и о естественных природных явлениях, которые так же, но далеко не всегда, стоят за феноменом "пшеничных колец" (ветер, гроза, шаровая молния и т.д.).

На этой неделе - фотографии самых известных кругов на полях 2005 года.

Читать далее >>

12 июля 2013 г.

Разоблачения из прошлого. Часть 16: Невыполнимое задание для Вольфа Мессинга

Шестнадцатая часть обзора "Разоблачения из прошлого" посвящена "феномену Вольфа Мессинга". На этот раз знаменитого советского артиста-экстрасенса разоблачает саратовский фокусник Владимир Свечников, уже знакомый нам по предыдущим обзорам. Статья под названием "Саратовский маг Владимир Свечников: "Я раскрыл тайну Мессинга" была опубликована на саратовском городском портале "Родной город" в 2009 году.

"Сериал про Вольфа Мессинга больше похож на сказку!" - считает саратовец Владимир Свечников. Маг и профессор техуниверситета уверяет, что знает секрет великого экстрасенса, ведь он поймал его в прямом смысле за руку!

Канал "Россия" выстрелил громкой премьерой - сериалом "Вольф Мессинг: видевший сквозь время". Знаменитый ясновидящий, гипнотизер и телепат, которого часто называют "самой загадочной фигурой ХХ века", стал для России героем советского прошлого. Но саратовец Владимир Свечников не смотрит популярный сериал. А зачем? Ведь он и так знает про великого комбинатора все! У Владимира Серафимовича была возможность познакомиться с Вольфом в 1967 году, когда знаменитый экстрасенс приезжал в Саратов.

Еще студентом я понял, что Вольф Мессинг никакой не маг. А творить чудеса, подобные тому, какие он показывает, может каждый!

Еще школьником Владимир Свечников мечтал встретить чудо. Поступив в СГАУ на инженера-электрика, он перечитал тонны литературы о фокусах и магии. Тогда и познакомился с первыми статьями о Мессинге. И сразу пришел к выводу, что такими способностями может обладать каждый! Свечников поставил цель - увидеть мага и придумать ему такое задание, которое поставило бы его в тупик. И эта встреча состоялась.

- Я был студентом второго курса, - вспоминает Владимир. - Однажды возвращаясь с занятий, обратил внимание на афиши, на которых рекламировали выступление Вольфа Мессинга в саратовской филармонии. Попасть на концерт было непросто.

Владимир выпросил билеты в саратовском отделе культуры обкома комсомола. А стоили они немало - от 2 до 5 рублей, в то время как булку хлеба покупали за 2 копейки.

- Выступления Вольфа Григорьевича проходили по одному и тому же сценарию, - продолжает Владимир Серафимович.

- Он просил зрителей написать на листке задания и выполнял их не читая. Для прохождения испытания ему нужно было лишь подержать автора за руку. Большинство зрителей предлагали простые задачи типа "найти часы". Я же пришел хорошо подготовленным и с подругой. На листке Владимира было написано: "Не спускаясь в зал, пригласить на сцену девушку, которая сидит в 8-м ряду на 14-м месте". Вольф приступил к заданию. Вцепившись в Свечникова, он не делал никаких движений в течение 10 минут.

- Он "читает мысли" по еле заметным движениям тела и глаз человека, - рассказывает Владимир. - Когда люди загадывают найти часы, то нехотя либо двинутся, либо посмотрят в сторону предмета. Я же стоял как вкопанный. Маг занервничал, а после произнес шепотом: "Молодой человек, прекратите экспериментировать!" Предчувствуя провал, я подтолкнул его в ту сторону, где сидела моя подруга. Он спустился в зал и привел ее на сцену.

Следующим испытанием в записке Владимира было: "Достать из сумки девушки сборник стихов и четырехцветную ручку. Вытащить из книги четыре карты разных мастей, на тузе треф расписаться красными чернилами, а на шестерке бубей - черными".

- Но и это было непосильно Вольфу Григорьевичу, - с улыбкой вспоминает Свечников. - В итоге легким движением я направил его в нужное русло, и он на радостях расписался на всех картах.

После испытания Мессинг прочитал содержание записки вслух. Зал негодовал, когда узнал, что девушку нужно было найти, не сходя со сцены. Но Владимир заявил, что по ходу изменил задание, а Мессинг добавил, что столь тяжелого испытания у него не было. Когда Свечников покидал сцену, Вольф пожал ему руку.

- Я его ни в чем не виню, - заявил Свечников. - Хоть он и ненастоящий маг, зато отличный актер. Мессинг еще раз приезжал в Саратов в 1972 году. И снова собрал полный зал зрителей.

В качестве дополнения к информации о методах, которыми пользовался Мессинг, не могу не привести небольшую заметку М. Изотова "Как я был менталистом". Немного с юмором, но в каждой шутке, как известно, зачастую содержится и доля правды.

В годы учебы в Центральном институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства в области патентной работы (теперь

- Высшая патентно-коммерческая школа), мне пришлось защищать дипломную работу на тему "Некоторые вопросы создания новых технических решений в области иллюзионизма".

В силу необычности темы дипломной работы зал был переполнен. В перерывах между аплодисментами дотошные экзаменаторы, обладатели солидных ученых степеней и званий, скрупулезно исследовали демонстрируемые иллюзионные аппараты, попутно выводя их из строя.

Защита прошла "на ура". Ознакомиться с техническими решениями в области иллюзионизма, защищенными авторскими свидетельствами, пожелали и слушатели очного факультета, которые по тем или иным причинам, но смогли попасть на "представление".

Незаметно разговор о технической сущности иллюзионных аппаратов переключился на тему неограниченных возможностей человека, А дело происходило в годы апогея славы Анатолия Кашпировокого. Меня попросили продемонстрировать какой-либо из феноменов парапсихологии. Памятуя о том, что фокусник ни при каких обстоятельствах не должен "терять лицо", я рискнул. Замечу к слову, что жалкое зрелище представлял некогда всемогущий Кашпировский, принимавший не так давно в США участие в популярной телепрограмме "Поле чудес" и не угадавший при этом ни одном буквы!

- Я предлагаю провести почти научный эксперимент по передаче мысленного вкушения на расстоянии. Вы, конечно, помните, что и первый грозоотметчик А.С.Попова действовал в радиусе 30 Метров, поэтому ограничимся размерами данной аудитории. Как всякий научный эксперимент, данный эксперимент также требует соблюдения строгих условий его проведения. Я прошу участников эксперимента соблюдать два условия, первое условие заключается в абсолютно серьезном отношении к его проведению, Второе условие состоит в запрете вопросов, комментариев, обсуждений хода эксперимента, вплоть до его окончания. Участники эксперимента должны лишь неукоснительно выполнять мои указания. А они, кстати, будут несложными.

Получив согласие аудитории, я продолжил:

- Не вызывает сомнения то, что мы с вами не знакомы. Генератором мысленного внушения (индуктором) буду я сам. Из числа присутствующих мне необходим приемник внушения (перципиент) и еще один участник, обязанностью которого будет выполнение контрольных функций.

После вручения перципиенту чистой бумажной карточки, я произвел запись подлежащего передаче послания на своей карточке. Таким образом, содержание записи было известно только мне. Сложенную вдвое собственную карточку я оставил на виду у зрителей. Затем, обратясь к перципиенту, громогласно произнес:

- Даю установку. Напишите на своей карточке три слова, выражающие законченную мысль. В конце предложения поставьте точку.

Девушка - перципиент быстро выполнила условия задания. Снова обращаюсь к девушке:

- Прошу огласить содержание вашей записки.
- Мама мыла раму, - скороговоркой выпалила она.
- А теперь прошу вас сказать, что написано на моей карточке.

С этими словами я передал свой сложенный вдвое листок контролирующему.

- То же самое, - нерешительно вымолвил он при гробовом молчании зала.

Немая сцена...

А вы догадались, в чем секрет фокуса? На моей карточке было написано "То же самое".

Читать далее >>