28 июня 2013 г.

Разоблачения из прошлого. Часть 14: Патент на иллюзию

Во времена "перестройки" неожиданным сюрпризом для читающей части населения страны стало появление в СМИ огромного количества паранормальщины: Кашпировский, Чумак, Лонго и прочие маги буквально завоевали не только газеты и журналы, но и прочно засели в телевизорах, заряжали воду, лечили энурез и демонстрировали невероятные возможности левитации.

Однако газеты публиковали не только истории о встречах с призраками собственного сочинения, но и вполне полезные и актуальные (особенно сегодня) материалы, связанные с разоблачением всевозможных шарлатанов, экстрасенсов, магов, спиритов, предсказателей и т.п.

Четырнадцатая часть обзора целиком и полностью посвящена фокусам и технологиям, с помощью которых возможно создание поистине хитроумных иллюзий. Статья кандидата технических наук, вице-президента Московского клуба фокусников Анатолия Карташкина "Устройства для мистификаций", опубликованная в журнале "Техника молодежи" (№ 1, 1989, с. 62-64).

Существует немало людей, которые, не принадлежа к числу активных творческих натур, обладают способностью трезво оценивать ситуацию. Пример тому - Яна, персонаж из фантастической повести А. Житинского "Снюсь". Оказавшись с героем повести в некой шумной и остроязычной компании близких к искусству людей, она безошибочно дает им уничтожающую характеристику - третьестепенные. И поясняет: - первостепенные - работают, второстепенные - ищут, а эти - только говорят.

Готов поддержать Яну - в нашем Московском клубе фокусников (см. "ТМ" № 5 за 1984 г.) при желании вполне можно отыскать представителей всех трех обозначенных ею классификационных рубрик. А вот заслуженного признания со стороны коллег-волшебников удостаиваются, разумеется, не все чародеи. Уважение сопутствует, магам единственной категории - тем, кто работает. Тем, кто движет искусство фокуса к новым горизонтам. Тем, кто придумывает эффекты и изобретает трюки.

Иллюзия - жанр единственный в своем роде. Он пронизан парадоксальностью. Знакомые каждому технические устройства начинают вести себя совершенно фантастическим образом. Известные с детства предметы вдруг являются своей загадочной стороной. Иллюзионное колдовство распространяется буквально на все, что попадает в руки мастера-чародея.

Вот, например, колода карт. Она вытягивается в цепочку, которая в руках спокойного и улыбающегося фокусника образует различные фигуры - волну, кольцо, знак вопроса... Затем исполнитель вновь складывает колоду и разбрасывает ее по одной карте. А как это делается? Согласно изобретению В.Д. Куликова и В.С. Свечникова, фокусников-любителей из Саратова, каждая из карт для такой колоды выполняется трехслойной (а.с. № 1052249, 1982, рис. 1). В слое А прорезается прямой язычок, слой Б делается сплошным, а слой В имеет горизонтальную прорезь. Слои приклеиваются друг к другу по краям, после чего язычок каждой предыдущей карты вводится в щель каждой последующей. Стоит потянуть карты в одну сторону - получится цепочка, в другую - карты распадутся по одной.

Член Московского клуба фокусников Михаил Изотов из г. Бологое предложил убрать средний слой - для этого достаточно выполнить язычки не прямоугольными, а срезанными под острыми углами - у двух смежных карт навстречу друг другу (а.с. № 1360752, 1985, рис. 2). Вроде бы пустяк, а между тем при той же толщине колоды цепочка удлиняется в полтора раза.

Рассказывают, будто Йоханн Гофцинзер, знаменитый австрийский фокусник середины XIX века, придумал великое множество карточных фокусов - около пяти тысяч. И - странное дело! - не получил ни одного патента. Можно предположить, что сей парадокс объясняется приверженностью сценических волшебников к неразглашению профессиональной тайны. Но нет, причина совсем иная. Несовершенство патентного дела. Увы, и по сей день не существует единого и непротиворечивого описательного языка, позволяющего задавать однозначное соответствие между пластикой высокоорганизованных движений, необходимых для выполнения трюка, и жесткостью текста формулы изобретения. Оттого фокусы, основанные исключительно на ловкости рук, не принимаются к рассмотрению патентными ведомствами и поныне. Иное дело - технические устройства для развлекательных мистификаций зрителей. Именно они, иллюзионные аппараты, и составляют фонд (весьма немногочисленный!) изобретательской активности фокусников. В патентных архивах этот фонд един, но сценические волшебники обычно придерживаются своей классификации - на три группы.

Группа первая - микромагия. Фокусы с малогабаритным реквизитом. С монетой, например.

В аппарате, изобретенном Г.И. Греголи (а.с. № 149895, 1934 г., СССР), монета пропадает из закрытой коробочки - иллюзионист встряхивает ее, зрители слышат стук монеты о стенки, но, когда исполнитель открывает коробочку, монеты там уже нет. Секрет предельно прост - вблизи дна, вдоль одного из ребер коробочки сделана щель, через которую монета и выпадает в ладонь чародея.

В трюке М. Дэвиса монета "прокалывается" насквозь. Сначала она накладывается на центральное отверстие - из трех, расположенных в нижней дощечке, после чего на нижнюю накладывается верхняя дощечка, также с тремя отверстиями. Наконец, в центральное отверстие верхней дощечки вдвигается тонкий гвоздь, который... выходит из нижней дощечки. Однако впечатление, будто монета "проколота", иллюзия. На самом деле гвоздь пронизывает в нижней дощечке вовсе не центральное отверстие (пат. № 2479216, 1948 г., США, рис. 3).

Очень несложный секрет у иллюзионного аппарата, изобретенного Франком Ренцем (пат. № 2498298, 1950 г., США, рис. 4). Зритель накладывает монету на торец небольшого цилиндра Г, после чего фокусник закрывает этот цилиндр крышкой Д и тотчас же снимает ее. Зритель видит, что монета с торца пропала, и теперь весь вопрос заключается только в том, догадается ли он, что монета находится внутри снятой крышки, зажатая в ней сужающимися к ее дну стенками, или не догадается...

Атанасиос Птинис придумал фокус, в котором монета пропадает не с торца цилиндра, а прямо на листе бумаги, разложенном на столе. Исполнитель накладывает на монету небольших размеров резиновое кольцо, закрытое непрозрачной крышкой, потом поднимает крышку, и зритель, заглянув в кольцо сверху, недоуменно пожмет плечами - монеты он не увидит. А разгадка в том, что к резиновому кольцу приклеено фальшивое дно цвета разложенного на столе листа бумаги - под этим фальшивым дном и скрывается монета (пат. № 4210321, 1980 г., США, рис. 5).

Группа вторая - фокусы со среднегабаритным реквизитом. Самая многочисленная и самая популярная среди фокусников.

Шар, летающий под непрозрачным платком и даже появляющийся над верхней кромкой платка, наверное, многие видели этот фокус, но вряд ли кто-нибудь знает, что автором этого трюка является Джозеф Карсон (пат. № 2487140, 1949 г., США, рис. 6). Тонкая проволочка, идущая от пальцев исполнителя к шару, - вот какая нехитрая механика позволяет шару летать.

Если взглянуть на приспособление, предложенное Дж. Чуйнардом (пат. № 2976039, 1958 г., США, рис. 7), вряд ли можно догадаться, для кого или чего оно предназначено. Впрочем, такова специфика почти всех иллюзионных аппаратов. Тут же - реквизит для клоунского комического трюка. Чародей перед выходом забирает проволочный овал в рот, после чего появляется на арене, а зрителям кажется, будто карандаш прошел сквозь нос.

А вот два изобретения, сходных по принципу действия, - аппарат Константина Кунеффа (пат. № 473583, 1969 г., Швейцария, рис. 8) и устройство Марвина Гласса (пат. № 2549853, 1976 г., ФРГ, рис. 9). Оба они создают одинаковый внешний эффект - если внутрь, по стрелке Е, налить воду, а затем повернуть каждый из волшебных резервуаров по стрелке Ж, то из них не прольется ни капли воды. Если же начать их поворачивать по стрелке 3, вода выльется только из аппарата Кунеффа.

Те из фокусников, кто владеет искусством пантомимы, охотно обращаются к приспособлению, созданному Джоелом Эллисом (пат. № 3870296, 1975 г., США, рис. 10). Публике предлагается веселая сценка "хозяин, выгуливающий невидимую собаку", и зрители хохочут, глядя на неожиданные "рывки" невидимой собаки, с которыми "растерянный" исполнитель "не в силах" справиться, и совершенно забывают, что в руке артиста всего лишь веревка с пустым собачьим ошейником на конце. Веревка, внутри которой для имитации натяжения "невидимой собакой" проведена негнущаяся проволока.

Изобретение автора настоящей статьи связано с мгновенным изменением порядка разноцветных шариков в гирлянде (а.с. № 1155282, 1982 г., рис. 11). Секрет заключается в том, что если потянуть за концы лески И, то шарики выстроятся в порядке 1-2-3-4, а если перехватить леску и потянуть за концы лески К, то расположение шариков станет таким: 1-3-2-4.

Профессиональный чародей Владислав Калмыков (г. Москва) - один из самых талантливых членов Московского клуба фокусников. Его трюк с кольцами (а.с. № 1220676, 1984 г., рис. 12) пользовался большим успехом среди иностранных магов, приехавших на XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москву. Лишь небольшой штрих добавил Владислав к традиционному секрету этого фокуса - сделал разрез в одном из металлических колец не прямым, а наклонным, и несложная модификация обернулась сильнейшим эффектом - одно кольцо висело на другом, и пристально вглядывающиеся зрители никак не могли заметить этого разреза...

Группа третья - иллюзионы. Фокусы с крупногабаритным реквизитом. Вершины аппаратурного чародейства.

Вопрос о том, могут ли очаровательные волшебницы стать изобретательницами новых иллюзионных трюков, давно уже можно отнести в разряд риторических, ибо это уже доказано. Одной из первых фокусных изобретательниц стала немецкая исполнительница Юлия Текстор. Придуманный ею иллюзион "Танцующая картина" (пат. № 102952, 1898, рис. 13) требовал не только женской грациозности, но и мужской тренированности, поскольку рама картины фиксировалась на незаметном для зрителей держателе, укрепленном сзади на плечах артистки.

Немецкий иллюзионист Алоиз Касснер прославился не только как великолепный мастер сценических мистификаций, но и как незаурядный изобретатель. В одном из придуманных им трюков (пат. № 340271, 1920 г., рис. 14) участвовал ящик с открывающимися и закрывающимися дверцами - в нем сначала передвигался, а затем бесследно исчезал огромный кубик.

От взглядов зрителей, разумеется, утаивалось, что кубик мог легко и компактно складываться... Другой фокус Касснера (пат. № 459949, 1926 г., рис. 15) заключался в исчезновении его самого - на сцену выносили пустую и тонкую ширму, загораживали ею Касснера, после чего ширма падала, и позади нее никого не оказывалось. Трюк выглядел эффектно, но только не для тех, кто наблюдал его в профиль - тогда сразу обнаруживалось, что Касснер укрывался за лоскутом черного бархата, образовывавшего своеобразный карман в высоком и широком заднике, сделанном из точно такого же бархата.

Иллюзион, запатентованный чародеем Ли Ефреймом (пат. № 361491, 1921 г., США, рис. 16), заключался в том, что глухой деревянный ящик, в который только что вошла грациозная танцовщица, "прокалывался" вдвигаемыми в него досками. Зрители ахали, и это было наградой не только загадочности выдумки иллюзиониста, но и подвижности ассистентки, которая, отлично зная заранее порядок вдвигания досок (указан цифрами на рис. 16), перемещалась внутри ящика быстро и уверенно.

История трюка "Распиливание", иллюзиона международного класса, показала, что мир иллюзии - отнюдь не эфемерный, но вполне реальный мир, со своими подчас весьма сложными проблемами. "Распиливание" впервые было показано в 1806 году иллюзионистом Торрини перед турецким султаном в Константинополе, после чего более чем на столетие перешло в область мифов, ибо никто из мастеров волшебного цеха не мог его воспроизвести. Лишь в 1920 году "Распиливание" было повторено иллюзионистом П.Т. Селбитом, а двумя-тремя месяцами позднее - "Всемирным магом" Хорасом Гольдином (Гольдштейном), который вывел его на мировую орбиту и сделал "Трюком престижа" для чародеев, желающих оказаться в "Галерее великих". Гольдин же и запатентовал этот иллюзион (пат. № 431423, 1925 г., США, рис. 17). Несмотря на устрашающее название, легко видеть, что фокус весьма безопасен и в принципе имеет довольно простой секрет - две ассистентки, укрывшись в ящике, перегруппировываются таким образом, что голова одной показывается из одного торца ящика, а ноги другой выдвигаются с торца противоположного. В результате между ними оказывается пустое пространство, сквозь которое и проходит пила иллюзиониста. Зрителям же кажется, будто опасной операции подвергается девушка в верхнем ящике.

"Левитация" - другой трюк международного класса, того же уровня, что и "Распиливание". В устройстве, изобретенном Гейлом Моловинским (пат. № 4244566, 1981 г., США, рис. 18), "парящая в воздухе" ассистентка располагается на незаметном для зрителей ложе Л - М, а иллюзионист, стоящий позади нее, загораживает собой от глаз публики мощную вертикальную стойку. Ломаный же профиль изгиба горизонтальной конструкции задает траекторию движения обруча, которым иллюзионист обводит вокруг "парящей в воздухе" ассистентки для "доказательства" ее "изолированности" от поверхности сцены и кулис.

Таковы примеры иллюзионных изобретений, созданных в разное время, но с единой магической целью - заставить зрителей удивиться необычному, почувствовать притягательный аромат тайны, ощутить некое иное измерение человеческой мысли.

И эти примеры - только надводная, удачная часть айсберга иллюзионного изобретательства. А под ней в диалектических глубинах чудодейного творчества скрывается немало и парадоксов.

Все великие иллюзии достигаются чрезвычайно простыми средствами - таков непреложный и беспрерывно подтверждаемый закон волшебства. Сложные средства хуже служат чародейству - это тоже закон, только изложенный в парадоксальной форме.

Взять, например, изобретение фокусника-любителя Константина Бобошко (г. Ростов-на-Дону). Честь ему и хвала за изобретательский энтузиазм - его бы энергию да многим нашим заслуженным, народным и всяческим лауреатам, не имеющим ни одного авторского свидетельства! Только вот, думаю, его трюковой аппарат (а.с. № 1175517, 1983 г., рис. 19), возможно, никогда не будет использован в иллюзионной практике. Слишком сложно. Для того чтобы куриное яйцо (или его имитация) могло стоять на столе вертикально, автор размещает внутри его вращающийся ротор, который должен тайно раскручиваться иллюзионистом перед началом показа. Для этого яйцо рекомендуется поместить внутрь кольцеобразной обмотки, через которую пропущен электрический ток. Между тем вполне достаточно, проколов куриное яйцо толстой иглой, через соломинку удалить из него содержимое, а затем залить внутрь скорлупы небольшое количество воска, смешанного с песком. Застынув внутри яйца, эта смесь переместит общий центр тяжести вниз; и яйцо не будет ложиться на бок.

Другой парадокс иллюзионной реальности - далеко не все технические изобретения патентуются их создателями. Потому случается, что автором изобретения оказывается вовсе не тот, кто придумал волшебный трюк, а тот, кто сумел получить на него патент или авторское свидетельство. К тому же немало удивительных магических новинок до сих пор остаются глубокой тайной. Вот, например, цитата из воспоминаний о выступлении Гарри Гудини, выдающегося иллюзиониста начала XX столетия:

"...Не объяснимый еще никем фокус Гудини проделал экспромтом на годичном собрании ассоциации фокусников. Он поставил два стула на расстоянии двух с половиной футов друг от друга, положил между ними палку и предложил кому-то из присутствующих пройти между стульями.

- Чепуха,- ответил тот. - Не могу же я пройти сквозь палку?

- Пройдете. Ступайте. Только не поднимайте ног.

И человек прошел сквозь палку, которая даже не шелохнулась. Опытные, матерые фокусники развели руками".

Я знаю одно - и этот фокус великого волшебника не нарушал непреложного закона чародейства. То есть - делался очень просто.

Читать далее >>

26 июня 2013 г.

Как распознать шарлатана

Краткая инструкция от врача-анестезиолога Аркадия Голода, как определить степень шарлатанства той или иной новости, статьи, книги или даже "научной" теории, гипотезы и т.д.

Книжные прилавки, страницы периодики, телепрограммы, интернет-сайты и форумы полны антинаучной белиберды. Искренне сочувствуя жертвам лженауки и шарлатанства, попробуем составить краткий определитель «брехологии», подобно определителям опасных животных и ядовитых грибов.

ПРИЗНАКИ ПЕРВОГО ПОРЯДКА

Если в публикации встречаются слова: аура, биополе, чакра, биоэнергетика, панацея, энерго-информационный, резонансно-волновой, психическая энергия, мыслеформа, телегония, волновая генетика, волновой геном, сверхчувственный, астральный, — то можете быть уверены, что имеете дело с шарлатанской писаниной.

Список может быть продолжен, но особого смысла в этом нет. Терминология шарлатанской братии всё время расширяется, поэтому ориентирование по «сигнальным словам» не всегда бывает достаточным для правильной оценки текста.

ПРИЗНАКИ ВТОРОГО ПОРЯДКА

Это данные о личности автора. Как правило, основная специальность авторов псевдонаучных произведений далека от областей знания, которым посвящены их опусы. Я намеренно использую термин «опус» (от латинского opus — дело), чтобы не уточнять, книга это, статья или телепередача.

Большой интерес для анализа представляют научные регалии автора. Чем их больше и чем тщательнее они перечислены, тем осторожнее надо относиться к тексту. У настоящих учёных тщеславие считается дурным тоном.

Скромное «к.м.н. Абэвэгэдэев» вызывает значительно больше доверия, нежели «доктор проблем мироздания, академик XYZ академии, почётный член того-то и сего-то Фантазм Ахинеевич Чепуханов-Грандиозов».

«Почётное членство» в различных академиях особенно настораживает в силу существенных различий между членом и почётным членом.

Вне всякого сомнения, немало действительно выдающихся людей удостоены множества наград. Но, увы, их труды доступны пониманию только таким же профессионалам, а до популярных публикаций они почти не снисходят.

В работах профессионалов отсутствует не только самовосхваление, но и вообще упоминание о ценности данного труда.

Выражения типа: «Наше исследование полностью изменяет представление о том-то и том-то»; «Оно имеет особую ценность»; «Всё, что было до нас, не представляет никакой ценности» — вкупе с обещаниями коренных преобразований в науке, немедленного огромного эффекта при ничтожных затратах, с уничижением предшественников и конкурентов — являют собой достоверные симптомы шарлатанства.

Определение автором своего труда как революционного — весьма серьёзная причина усомниться как в компетентности автора, так и в ценности его творения.

ПРИЗНАКИ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА

Эти признаки обнаруживаются, собственно, в содержании творения. Некоторые моменты, которые относятся к этому разделу, были уже упомянуты выше. Авторы фантазмических и шарлатанских сочинений отнюдь не заинтересованы в быстрой идентификации их антинаучности. Некоторые достигли выдающихся успехов в мимикрии и удивительно ловко маскируют лженаучную природу своих творений среди вполне разумных рассуждений. Ограничиваясь рамками медицины и биологии, напомню, что в биологических системах и в живых организмах все известные физические законы действуют так же неукоснительно, как и в неживых. Специфические же биологические законы обладают не меньшей силой и также не нарушаются. Поэтому, если автор всерьёз рассуждает о паранормальных способностях — видении через стену, чтении писем в закрытых конвертах, левитации, телекинезе, оживлении покойников, операциях без ножа (с извлечением потрохов, но без раны и шрама), — вы читаете сказку. Использование наукообразной терминологии рассчитано не столько на сознание читателя, сколько на гипнотизирующий эффект непонятных слов, служащих проводником авторских идей в мозг читателей/слушателей. Читателю просто не оставляют времени на осмысление словесного потока. Он только успевает ухватывать отдельные кусочки, написанные нормальным языком. В них же и заключены мысли, которые, по замыслу автора, должен усвоить потребитель продукта его умствований. По идее, читать бы надо вдумчиво, медленно... Но где там, мы приучены (и вынужденно приучены) к скорочтению. Вот и глотаем, не прожевав. Такой способ поглощения духовной пищи для мозга опаснее, чем для желудка торопливое поглощение пищи телесной.

Итак, повышенная концентрация иноязычных терминов там, где вполне можно обойтись словами родного языка, обилие сложных грамматических конструкций —  сигнал читателю: «Смотри, не вляпайся!» Для шарлатанских опусов характерны отсутствие сомнений и нетерпимость к возражениям. Несомненный признак шарлатанства — отсутствие реакции на критику по существу и переход на личность оппонента.

Для лженаучных «измышлизмов» характерны универсальность и всеобщность. Шарлатан не унижается до решения узких задач. Уж если он совершил переворот в науке, то глобальный. Если он лечит онкологические заболевания осиновой палочкой (ей-богу, есть такой патент!) — то все без исключения. Если он изобрёл чудодейственную диету, то она подходит всем, оздоравливает напрочь и без права на апелляцию. Если описывает чудодейственное снадобье, то противопоказаний оно не имеет и давать его можно кому угодно.

Когда автору недостаёт фактических или логических (часто тех и других) аргументов, он прибегает к ссылке на авторитеты. При этом часто покойным авторитетам приписывают высказывания и воззрения, которые были при жизни им абсолютно чужды. Известное дело: мёртвые сраму не имут. В подобных случаях знакомство с биографией великих позволяет достаточно надёжно определить подлог и соответствующим образом отнестись к творению автора.

Если предлагаемое потребителю «революционное учение» не имеет научной предыстории — это очень и очень достоверный признак брехологии. Наука развивается поступательно, основанием для нового знания всегда служит старое, проверенное. Если же предшественники у автора отсутствуют, а его «наука» выскочила на свет божий, как чёрт из табакерки, совершенно естественным к ней будет отношение, как к нечистой силе. Аналогично предлагаю относиться и ко всякого рода «озарениям», «наитиям» и прочим божьим дарам. Всякая эзотерика, истерика и мистика самим своим присутствием в «научном» опусе однозначно определяют его принадлежность к брехологии.

Ещё один признак третьего порядка я назвал бы «небритость по Оккаму». Бритвой Оккама был назван принцип, сформулированный ещё в XIV веке францисканским монахом Уильямом Оккамом, который гласит: Entia non sunt multiplicanda sine necessitate — «Сущности не следует умножать без необходимости». Иначе говоря, не следует придумывать сложное объяснение там, где достаточно простого. Эйнштейн несколько изменил формулировку: «Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того». В лженаучных опусах этот принцип не соблюдается. Примером нарушения принципа Оккама могут послужить рассуждения о Бермудском треугольнике. В районе с чрезвычайно интенсивным мореплаванием, с очень неустойчивыми воздушными потоками и морскими течениями время от времени пропадают корабли и самолёты. Брехологи объясняют эти катастрофы действием потусторонних сил. Аварии в силу естественных причин (прекращение связи с самолётом из-за неполадок в электросети; падение в море из-за ошибок навигации и перерасхода топлива; гибель корабля под ударом аномально высокой одиночной волны) отвергаются в пользу красивых и ничем не обоснованных измышлений.

Завершаю статью простой рекомендацией: для различения науки и брехологии пользуйтесь здравым смыслом.

Если ещё не разорились лотереи — грош цена пророкам. Если ещё есть больные, все чудодейственные снадобья — помойка. Если некто предлагает чудо — он шарлатан.

Опубликовано в журнале "Наука и жизнь" №3 за 2009 год.

Читать далее >>

24 июня 2013 г.

Чилийский инопланетянин оказался человеком

Миниатюрный скелет, найденный в Чили 10 лет назад и своим видом вселявший во многих уфологов надежду на доказательство того, что инопланетяне существуют, на самом деле оказался человеком. К такому выводу пришли американские ученые, проведя анализ ДНК.

Мумию "инопланетянина" нашел в октябре 2003 года чилиец Оскар Муньос, который бродил в поисках артефактов в заброшенном городе Ла Нория в пустыне Атакама. Недалеко от разрушенной церкви он обнаружил сверток из белой ткани. В материю было завернуто человекообразное существо размером всего 15 сантиметров от ступней до макушек. У него были твердые зубы, выпуклая голова, и в отличие от нормального человека, всего девять пар ребер. Существо сразу же получило имя "Гуманоида Атакамы".

Помимо мистической версии о том, что это скелет инопланетянина, высказывались предположения о том, что это детеныш обезьяны или человеческий эмбрион. Последняя, как выяснилось, была ближе всего к истине.

Полгода назад в связи со съемками документального фильма "Сириус" его продюсер и по совместительству уфолог Стивен Грир обратился к профессионалам с просьбой выяснить происхождение аномального скелета. В течение шести месяцев его исследовали сотрудники Стэнфордского университета в Калифорнии. Они сделали ему рентген и томографию, однако окончательных результатов помог достичь анализ ДНК. "Мы взяли отличный образец ДНК из костного мозга в ребрах мумии", - сказал Грир.

В итоге команда исследователей пришла к выводу, что чилийская находка представляет собой "интересную мутацию человека мужского пола, который умер в возрасте 6-8 лет". "Я с уверенностью могу сказать, что это не обезьяна. Это самый настоящий человек, который дышал, ел, переваривал пищу. Единственный вопрос, который остается открытым, - это какого размера может быть существо при рождении", - сказал генетик Стэнфордского университета Гарри Нолан.

Рентгеновское исследование показало, что плотность эпифизарных пластин скелета соответствует  уровню развития ребенка 6–8 лет. Если эти результаты подтвердятся, Нолан видит только два способа объяснить такой феномен: либо Ата, страдавший крайней формой карликовости, действительно дожил до этого возраста, либо его преждевременное старение было вызвано прогерией, и он умер в утробе матери или после преждевременных родов (размер скелета соответствует плоду в возрасте 22 недель). Для того чтобы подтвердить или исключить один из этих вариантов, необходимы дальнейшие исследования, например, анализ уровня гемоглобина в костном мозге и поиск генетических признаков карликовости или прогерии.

Еще одной возможной причиной наблюдаемых аномалий может быть тератогенный фактор. Нолан планирует провести масс-спектральный анализ тканей, который, возможно, позволит обнаружить следы токсинов или их метаболитов.

Уильям Юнгерс, палеоантрополог из Нью-Йорка, склоняется к более прозаической версии. По его мнению, Нолану до сих пор не удалось найти следы генетических аномалий, поскольку их нет, и Ата – всего лишь плохо высушенный и мумифицированный плод (или мертворожденный). На это указывают незрелые конечности и открытый метопический шов (место соединения костей черепа в середине лба). Однако его версия оставляет открытыми вопросы о количестве ребер и плотности эпифизарных пластин.

Читать далее >>

23 июня 2013 г.

Эволюция кругов на полях. 2004 год

Многие уверены, что странные рисунки на пшеничных полях по всему миру создают пришельцы. Таким образом "братья по разуму", по мнению уфологов, пытаются сообщить (пока безуспешно) человечеству нечто важное. Скептики же в основном придерживаются теории обмана, считая, что круги - дело рук (и ног) человека. Впрочем, не следует забывать и о естественных природных явлениях, которые так же, но далеко не всегда, стоят за феноменом "пшеничных колец" (ветер, гроза, шаровая молния и т.д.).

На этой неделе - фотографии самых известных кругов на полях 2004 года.

Читать далее >>

21 июня 2013 г.

Разоблачения из прошлого. Часть 13: Мыльный пузырь филиппинского чуда хилеров

Во времена “перестройки” неожиданным сюрпризом для читающей части населения страны стало появление в СМИ огромного количества паранормальщины: Кашпировский, Чумак, Лонго и прочие маги буквально завоевали не только газеты и журналы, но и прочно засели в телевизорах, заряжали воду, лечили энурез и демонстрировали невероятные возможности левитации.

Однако газеты публиковали не только истории о встречах с призраками собственного сочинения, но и вполне полезные и актуальные (особенно сегодня) материалы, связанные с разоблачением всевозможных шарлатанов, экстрасенсов, магов, спиритов, предсказателей и т.п.

Часть тринадцатая нашего обзора посвящена "афере XX века" - именно так, по мнению немецкого журналиста Хельмара фон Дитфурта, следует называть знаменитое чудо филиппинских хилеров. Одноименная статья П. Филиппова по материалам журнала GEO была опубликована в газете "Советская культура" 9.09.1989 г., № 108 (6676), с. 8.

Глубоко в тело человека проникают пальцы филиппинского "чудо-лекаря". Операция проходит мигом, пациент не ощущает никакой боли, и хотя он потерял много крови, на теле нет ни рубца, ни шрама. Все больше больных людей видят в этом свое последнее спасение, и многие готовы отдать все что угодно... На самом же деле эта так называемая "психическая хирургия" является не чем иным, как ловким и дорого оплаченным фокусом.

Из немецкоязычных регионов на Филиппины ежегодно прибывают, как оценивают, до 10000 страждущих, ищущих исцеления у "кудесников-целителей". Среди больных немало таких, которые лишились всех своих сбережений, отдав их за дальнюю поездку.

Словом, не только пациенты и их родственники, но и журналисты, и даже врачи убеждены в том, что целителям с Филиппин доступно невозможное. И первые, и вторые, и третьи хором утверждают, что последние обладают даром глубоко проникать в тело пациента голыми руками и удалять как больные ткани, так и раковые опухоли... При этом утверждается, что хотя в течение всего времени проникновения в полость теряется много крови, пациенты тем не менее не чувствуют никаких болей или неудобств. Более того, спустя считанные минуты после "психологической операции" рана быстро, на глазах, тут же затягивается. Не остается даже рубца, и пациент может встать и двигаться самостоятельно.

Объективные фотографии тоже подтверждают невероятное. Один физик даже снял фильм, в котором зафиксировал в движении многочисленные "паранормальные операции". Наконец, два крупных немецких иллюстрированных журнала направили на место своих журналистских экспертов. И они, многоопытные, закаленные профессионалы, вернулись в свои редакции смущенными, сбитыми с толку, беспомощными. Несмотря на логические сомнения, они все же писали, что видели собственными глазами такие вещи, которые, здраво рассуждая, невозможны. А в самом ли деле они их видели?

Несколько недель спустя сижу в комнате "1001" в гостинице "Рамадан Мидтаун Отель" в Маниле. Путь сюда указала мне записка, прикрепленная снаружи на двери моего собственного номера. Написанная от руки на немецком языке, она оповещала, что "исцеления" по вторникам и четвергам с 10.00 до 16.00. Сегодня как раз вторник, и со мной вместе около 15 туристов немцев ждали "исцелителя" Бой Сантьяго.

Многие ожидающие, что видно простым глазом, тяжело больны. Один старый человек, тяжело дыша, лежит на носилках с закрытыми глазами, смертельно бледный. Другие ведут разговоры шепотом. Царит атмосфера напряженного ожидания...

Наконец открывается дверь, и в комнату входит Сантьяго с двумя ассистентами. Разговоры и шепот тут же стихают.

Это и есть он...

Сантьяго же молчит. Ни с кем отдельно не здоровается. После никому не направленного кивка головы так, что каждый может отнести его и к себе, он становится к длинной стороне кровати, уже покрытой пластиковой пленкой.

Бесшумно, ловко, привычными движениями готовят ассистенты демонстрацию сверхъестественных возможностей своего мастера. Из бутылки с винтовой пробкой выливают прозрачную, как вода, жидкость в синюю пластмассовую чашу. Подготовлена вата, пара маленьких полотенец, бутылочка с маслянистым на вид содержимым.

Движением указательного пальца Зигфрид Клейн - руководитель прибывшей из Южной Германии группы - вызывает из угла комнаты молодого человека. Тот встает и, снимая на ходу через голову рубашку, молча ложится на правый бок. О болезнях его не спрашивают, не диагностируют. "Целитель" прикладывает ко лбу Библию, крепко ее прижимает, но не надолго... Потом заворачивает рукава и начинает двумя руками как бы месить тесто, обрабатывая кожу в области почек. Один из ассистентов подает ему влажный комок ваты. Неожиданно между пальцев целителя начинает сочиться кровь.

Ассистент ловит ее салфеткой, прежде чем она закапает на постель. Кровь течет все обильнее. Концы пальцев оператора стоят в луже крови. Внезапно в результате едва заметного движения правый указательный палец Сантьяго исчезает до самого среднего сустава в брюшной полости пациента. Еще мгновение - и палец исчезает почти весь. Это особенно заметно потому что Сантьяго одновременно широко раздвигает остальные пальцы в стороны. Пациент лежит полностью расслабленный. Совершенно очевидно - никаких болей он не испытывает.

Благоговейно и заметно взволнованно следят стоящие вокруг него за исходом операции. С некоторым известным напряжением, по крайней мере так кажется, Сантьяго сверлящими движениями тянет свой палец из раны. Затем неожиданно у него между большим и указательным оказывается маленький кровавый кусочек. Он внимательно осматривает его испытующим взглядом, прежде чем уложить в маленькую пластмассовую коробочку. Такое повторяется два раза. Каждый раз оператор вынимает из тела пациента кровавый комок или куски ткани.

Затем один из ассистентов маленьким полотенцем вытирает кровь. По окончании уборки кожа на месте проникновения покрыта красными пятнами, как это бывает после сильного щипка. Можно так же видеть следы вдавленных ногтей пальцев. Но ни отверстия, дыры, раны или хотя бы рубца не имеется. Пациент поднимается и идет к своему стулу. Все это продолжалось самое большее - пару минут...

Пока в туалете еще шумит вода - второй ассистент уничтожает содержимое синей чаши, - на импровизированный стол ложится следующий пациент. В течение следующих примерно 45 минут та же процедура повторяется снова и снова...

По истечении до предела насыщенного часа все наконец в прошлом. Каждый из страждущих прошел через свое испытание. Каждый "исцеленный" втиснул в руку ассистента кто 100, кто 200, даже 300 филиппинских песо как добровольное пожертвование. Это не так уж много - от едва 30 до 90 западногерманских марок за выполненное исцеляющее вмешательство, о котором наша западная официальная медицина понятия не имеет.

Настроение среди оперированных пациентов бодрое, они удивительно оживленны. Некоторые категорически извещают, что они чувствуют себя намного лучше...

Когда я вернулся после полудня, настроение полностью изменилось. Группа встретила меня с нескрываемой враждебностью. Ультимативно и раздраженно мои соотечественники потребовали чтобы я покинул комнату "1001" тут же. Стоило мне не миг задержаться и попытаться все же выяснить, что произошло, группа принимает угрожающее положение. Испуганный, я сдаю позиции и очищаю поле боя, к счастью, так и не разгоревшегося.

Чуть позже в мой гостиничный номер приходит руководитель группы господин Клейн. Все случившееся ему неприятно. Он извиняется за поведение "своих" пациентов. При этом я понимаю - он совершенно безвинен. Он, кстати, пытался - мы так до обеда договорились - дать мне свое согласие на съемку фильма с некоторых "паранормальных" операций. В прошлом это всегда получалось, но вот в моем случае все основательно пошло наперекосяк.

Дело в том, что пациенты меня опознали. Они вспомнили, что я провожу в ФРГ научные теле- и радиоисследования и уже критически разделал многие так называемые "сверхумные" или "паранормальные" феномены.

Открытие это привело членов группы в панику потому, что они заподозрили: не могло ли мое присутствие неблагоприятно сказаться на "магнетических" силах "целителя".

Случайно через несколько дней я снова встретил того молодого человека, который был "оперирован" в тот полдень первым. Он представился как архитектор и выразил желание объяснить мне агрессивную реакцию своих сопациентов. "Войдите в наше положение,- говорил он, извиняясь. - Один из нас находится под угрозой наступающей полной слепоты. Врачи в ФРГ дали ему понять, что тут ничем помочь нельзя. Вот поставьте себя на его место".

Слава богу, он не требовал от меня ответа. Сам же приехал сюда к "чудотворцам-целителям", ибо ему рассказывали невероятные вещи о их возможностях. Верить в это или не верить - не входит в его расчеты. Ведь в надежде на чудо - его последний шанс...

Да, я понимаю молодого архитектора очень хорошо. Я скорее откушу язык, чем скажу ему, какие нелепицы бросились мне в глаза при "паранормальных" манипуляциях.

При этом я опираюсь не только на собственные впечатления. Всемирно известный мастер-манипулятор филиппинец "маг Кристиан" показывает, какие трюки используют в работе его соотечественники-"исцелители". Для демонстрации того, как на коже пациента появляется искусственная кровь, этот пропитывает один комок ваты составом kaliumrhodanid, а другой комок составом железо III-chlorid или фенолфталеин, смешанный с содой. При соприкосновении двух этих субстанций и возникает красная жидкость. Затем пальцем выдавливается углубление в коже живота.

Если первый сустав пальца согнут, тогда кажется, что палец проник достаточно глубоко в брюшную полость (фото 1). Будь поверхность брюшной полости действительно нарушена открытой раной, то кровь не смогла бы скапливаться, она ушла бы, просочилась в рану. Тут же кровь стоит, ибо в этом случае она сочится из пузырька, спрятанного в руке, и стоит в углублении кожи (фото 2). Это скрывают манипуляции пальцев (фото 3). То, что пальцы только согнуты, выдают их напряженные жилы и сосуды (фото 4). Создаваемая иллюзия глубокого проникновения пальцев в живот усиливается тем, что напряженные неподвижные пальцы широко раздвинуты (фото 5). Тыльная сторона рук всегда направлена в сторону смотрящего, в пустых руках можно скрыть кровяные пузырьки или кусочки ткани (фото 6). Или вот, например, ассистент подает комок ваты для удаления крови (фото 7), на самом деле этим скрыто то, что будет обнаружено в животе (фото 8). После операции остается лишь легкое покраснение (фото 9).

В лапы манильских аферистов от медицины людей толкают отчаяние, полная невозможность немецких врачей помочь им в их несчастье. Вальтер Людке заявил мне, что семь докторов в ФРГ сказали ему, что у него рак простаты и операция уже невозможна. Другой пациент из ФРГ, 57-летний коммивояжер, не может без злобы говорить о своих злоключениях у немецких врачей, лишивших его всякой надежды. Вот все это и привело моих соотечественников к филиппинским "чудо-целителям". Вальтер Людке, как и многие до него, уже после первых сеансов в Маниле был успокоен и обнадежен. "Чудотворец" после десяти сеансов уверил его, что раковый узел удален без остатка из его тела. Но вот опухшая левая нога пациента? Как быть с ней? Господин Людке отвечает на вопрос небрежным движением руки - "обычный тромбоз". Этого еще не умеют делать в ФРГ. Другой местный "кудесник" обещал ему устранить эти "неполадки" самое большое после 20 сеансов.

Ну а боли в спине? "Лишь старческие явления. Никаких проблем для целителей". Вот так! Наша "отсталая" медицинская отрасль в ФРГ гонит больных к "чудо-целителям" в Манилу. 50000 пациентов в год! И ни одного исцеленного!

Такова цена этой беспримерной аферы XX века!

Читать далее >>

19 июня 2013 г.

Научный телекинез

То, о чем на протяжении столетий мечтало человечество - передвигать предметы силой мысли - постепенно становится реальностью. Телепатическая игрушка под названием MindFlex в 2009 году вышла на большой рынок.

Перед учеными уже вырисовываются новые перспективы, которые на своем начальном этапе, скорее всего, будут базироваться именно на технологии MindFlex (если точнее, то на технологии ThinkGear от калифорнийской компании NeuroSky, которая и обеспечивает работу MindFlex).

Подробнее о новом, пока только игровом устройстве, мы можем узнать из статьи журнала "Популярная Механика" (№6 2010 год).

С виду Mind Flex - это платформа, на которую установлены различные лабиринтообразные конструкции, В собранном состоянии тренажер напоминает уменьшенную копию детской площадки. Испытатель надевает на голову обруч с сенсором, фиксирующим электромагнитные волны, излучаемые мозгом, В зависимости от частоты фиксируемых волн прибор усиливает или ослабляет поток воздуха, удерживающий в полете небольшой поролоновый шарик. Соответственно, контролируя собственное мозговое излучение, игрок контролирует и движение шарика.

Чтобы поднять снаряд в воздух, совершенно не нужно напряженно думать: "Я хочу, чтобы шарик взлетел!" и тем более повторять это, как мантру. Достаточно контролировать собственное эмоциональное состояние. Если игрок спокоен, частота электромагнитных волн снижается, поток воздуха становится слабее. Если же активность головного мозга возрастает (например, при чтении сложного текста), то и частота мозговых волн растет.

Просто играть с Mind Flex - детская забава. Наша редакция приняла волевое решение проанализировать современный рынок прессы на предмет эмоционального содержания, К примеру, Playboy вызывает всплеск эмоций (особенно у мужчин), а "Популярная механика" требует повышения умственной активности. Тест заключался в следующем: испытуемые просматривали различные журналы в течение заданного промежутка времени, а испытатель замерял среднюю высоту подлета шарика. Чем выше поднимался шарик, тем большая активность мозга требовалась для чтения того или иного издания.

Опыты показали, что чтение "Популярной механики" вызывает мозговую активность, близкую к максимальной. По крайней мере так показывает индикатор на приборе, да и взлетающий на значительную высоту шарик подтверждает это. Просмотр красивых иллюстраций в мужском журнале GQ также требует мозговой активности, но гораздо меньшей: на индикаторе горит одна лампочка, а снаряд едва отрывается от прибора. Хотя иллюстрации с девушками, конечно, вызывают эмоции, но от эмоций частота мозговых волн совершенно не зависит.

Максимальную активность вызвали иностранные журналы - американская Popular Mechanics и Science News. Дело в том, что независимо от сложности текста перевод с английского вызывает недюжинный всплеск мозговой активности.

Совсем прекратить мозговую активность усилием воли не получалось: каждый, кто старался не думать ни о чем, думал о том, как же не думать ни о чем. И шарик взмывал в воздух. Зато он опускался, когда человека окликали и он оборачивался инстинктивно, не задумываясь о собственных действиях.

Годом ранее, в 2009-м, редакция портала "Мембрана" всесторонне тестировала новую игрушку. Результаты "тест-драйва" я не буду приводить в блоге, а отсылаю читателей к оригинальной статье, изобилующей фотографиями и многочисленными впечатлениями счастливчиков, которым удалось протестировать новинку развлекательной индустрии.

В 2011 году MindFlex вышла на новый уровень, превратившись в дуэльную версию. Отныне любой желающий может продемонстрировать силу своей мысли в сражении с другим игроком.

Увлекательно, что ни говори. Все это лишний раз доказывает, что у науки - большое будущее, в котором, вполне возможно, телекинез станет реальностью, впрочем, основанной отнюдь не на чудесах и сверхъестественных способностях.

Читать далее >>

17 июня 2013 г.

Космический гром. О метеоритной угрозе для Земли

Дабы окончательно развеять мифы, слухи и домыслы, окружающие события 15 февраля 2013 года, связанные с падением так называемого "Челябинского метеорита", я публикую статью из журнала "Популярная механика" (№4 2013), рассказывающую о самых крупных метеоритах в истории (в том числе и о легендарном Тунгусском метеорите), а также о процессах, сопутствующих их падению на Землю.

До сих пор не известно ни одного подтвержденного случая убийства человека метеоритом. И вместе с тем даже небольшое небесное тело, вторгшееся, к нашему несчастью, в атмосферу Земли, обладает колоссальным разрушительным потенциалом, сопоставимым с ядерными боеприпасами. Иногда, как показали недавние события, гости с неба способны застать нас врасплох.

Тела, подобные челябинскому, происходят из главного пояса астероидов, который находится между орбитами Марса и Юпитера. Это к Земле не так близко, но порой пояс астероидов сотрясают катаклизмы: более крупные объекты в результате столкновений распадаются на более мелкие, и некоторые из обломков переходят в разряд околоземных космических тел - теперь их орбиты пересекают орбиту нашей планеты. Иногда небесные камни вышибаются из пояса возмущениями, вызванными большими планетами. Как показывают данные по траектории челябинского метеорита, он представлял так называемую группу Аполлона - группу малых небесных тел, двигающихся вокруг Солнца по эллиптическим орбитам, которые пересекают орбиту Земли, причем их перигелий (то есть ближайшее расстояние от Солнца) меньше перигелия земной орбиты.

Поскольку речь идет чаще всего об обломках, эти объекты имеют неправильную форму. Большинство из них сложены из каменной породы, носящей название «хондрит». Это имя дано ей из-за хондр - сферических или эллиптических вкраплений диаметром около 1 мм (реже - больше), окруженных обломочной или мелкокристаллической матрицей. Хондриты бывают разных типов, но также среди метеороидов встречаются экземпляры и из железа. Интересно, что металлических тел меньше, не более 5% от общего числа, однако среди найденных метеоритов и их обломков железо безусловно преобладает. Причины просты: во-первых, хондриты визуально трудноотличимы от обычных земных камней и обнаружить их тяжело, а во-вторых, железо прочнее, и шансов прорваться через плотные слои атмосферы и не разлететься на мелкие осколки у железного метеорита больше.

Судьба метеороида зависит не только от его размера и физико-химических свойств его вещества, но и от скорости вхождения в атмосферу, которая может варьироваться в довольно большом диапазоне. Но в любом случае речь идет о сверхвысоких скоростях, значительно превышающих скорость движения даже не сверхзвуковых самолетов, а и орбитальных космических аппаратов. Средняя скорость вхождения в атмосферу - 19 км/с, однако, если метеороид входит в контакт с Землей на курсах, близких к встречному, скорость может достигать и 50 км/с, то есть 180 ООО км/ч. Самой маленькой скорость вхождения в атмосферу окажется тогда, когда Земля и малое небесное тело будут двигаться как бы на соседних орбитах, рядом друг с другом, пока наша планета не притянет к себе метеороид.

Чем выше скорость вхождения небесного тела в атмосферу, тем сильнее нагрузки на него, тем дальше от Земли оно начинает разрушаться и тем выше вероятность, что оно разрушится, так и не долетев до поверхности нашей планеты. В Намибии в окружении заботливо сделанного ограждения, имеющего форму маленького амфитеатра, лежит огромная металлическая глыба, состоящая на 84% из железа, а также из никеля и кобальта. Весит глыба 60 т, при этом она является крупнейшим цельным куском космического вещества, когда-либо найденного на Земле. Метеорит упал на Землю около 80 000 лет назад, не оставив после падения даже кратера. Вероятно, благодаря какому-то стечению обстоятельств скорость его падения была минимальна, так как сравнимый по массе и также металлический Сихотэ-Алинский метеорит (1947 год, Приморский край) развалился на множество кусков и при падении создал целое кратерное поле, а также огромную область рассеяния мелких обломков, которые в Уссурийской тайге собирают до сих пор.

Еще до того как метеорит упадет на землю, он может, как наглядно показал челябинский случай, быть весьма и весьма опасным. Врывающееся в атмосферу на гигантской скорости небесное тело генерирует ударную волну, в которой воздух нагревается до температур более 10 000 градусов. Излучение ударно-нагретого воздуха вызывает испарение метеороида. Благодаря этим процессам его окутывает ореол светящегося ионизированного газа - плазмы. За ударной волной образуется зона высокого давления, которое испытывает на прочность лобовую часть метеорита. По бокам же давление существенно ниже. В результате возникшего градиента давлений метеорит с большой долей вероятности начнет разрушаться. Как именно это произойдет - зависит от конкретных размеров, формы и особенностей строения данного метеороида: трещин, выемок, полостей. Важно другое - при разрушении болида увеличивается площадь его поперечного сечения, что моментально приводит к росту энерговыделения. Увеличивается область газа, которую тело захватывает, все больше кинетической энергии преобразуется в тепловую. Быстрый рост энерговыделения в ограниченной области пространства за короткое время есть не что иное, как взрыв. Именно в момент разрушения резко усиливается свечение болида (происходит яркая вспышка). И скачкообразно растет площадь поверхности ударной волны и, соответственно, масса ударно-нагретого воздуха.

При взрыве конвенционального или ядерного боеприпаса ударная волна имеет сферическую форму, но в случае с метеоритом это, конечно, не так. Когда малое небесное тело входит в атмосферу, оно формирует условно коническую ударную волну (метеороид при этом находится на острие конуса) - примерно такую же, как создается перед носовой частью сверхзвукового летательного аппарата. Но разница наблюдается уже и здесь: ведь летательные аппараты имеют обтекаемую форму, а врезающийся в плотные слои болид совершенно не обязан быть обтекаемым. Неправильности его формы создают дополнительные завихрения. С уменьшением высоты полета и увеличением плотности воздуха аэродинамические нагрузки возрастают. На высотах около 50 км они сравниваются с прочностью большинства каменных метеороидов, и метеороиды с большой вероятностью начинают разрушаться. Каждый отдельный этап разрушения несет с собой дополнительное выделение энергии, ударная волна приобретает вид сильно искаженного конуса, дробится, из-за чего при пролете метеорита может быть несколько последовательных приходов избыточного давления, которые ощущаются на земле как серия мощных хлопков. В челябинском случае таких хлопков было минимум три.

Воздействие ударной волны на поверхность Земли зависит от траектории полета, массы и скорости тела. Челябинский метеорит летел по очень пологой траектории, и его ударная волна задела районы городской застройки лишь краем. Большинство же метеоритов (75%) входит в атмосферу по траекториям, наклоненным к поверхности Земли под углом более 30 градусов, и тут все зависит от того, на какой высоте произойдет главная фаза его торможения, обычно связанная с разрушением и резким увеличением энерговыделения. Если эта высота велика, ударная волна дойдет до Земли в ослабленном виде. Если же разрушение произойдет на более низких высотах, ударная волна может «зачистить» огромную площадь, примерно как это происходит при атмосферном ядерном взрыве. Или как при ударе Тунгусского метеорита.

Еще в 1950-х годов для моделирования процессов, происходящих при пролете метеороида сквозь атмосферу, была создана оригинальная модель, состоявшая из детонационного шнура (имитирующего фазу полета до разрушения) и прикрепленного на его конце заряда (имитирующего расширение). Под моделью латунной поверхности закрепляли вертикально медные проволочки, изображавшие лес. Эксперименты показали, что в результате детонации основного заряда проволочки, сгибаясь, давали весьма реалистичную картину вывала леса, аналогичную той, что наблюдалась в районе Подкаменной Тунгуски. Следы Тунгусского метеорита не обнаружены до сих пор, причем популярная гипотеза о том, что телом, столкнувшимся с Землей в 1908 году, было ледяное ядро небольшой кометы, вовсе не считается единственно достоверной. Современные расчеты показывают, что тело большей массы, входя в атмосферу, глубже погружается в нее до этапа торможения, и его фрагменты большее время подвержены сильному излучению, что увеличивает вероятность их испарения.

Тунгусский метеорит вполне мог быть и каменным, однако, раздробившись на относительно небольшой высоте, он мог породить облако очень мелких обломков, которые от соприкосновения с раскаленными газами испарились. До земли дошла лишь ударная волна, которая произвела на площади более 2000 км2 разрушения, сопоставимые с действием термоядерного заряда мощностью 10-20 Мт. Имеется в виду как динамическое воздействие, так и таежные пожары, порожденные световой вспышкой. Единственный фактор, который в данном случае не действовал, в отличие от ядерного взрыва, - это радиация. Действие фронтальной части ударной волны оставило по себе память в виде «телеграфного леса» - стволы устояли, но ветви были обрублены все до единой.

Энерговыделение при разрушении челябинского метеорита считается, по предварительным оценкам, эквивалентным 300 кт тротила, что примерно в 20 раз больше мощности уранового «Малыша», сброшенного на Хиросиму. Если бы траектория полета болида была близка к вертикальной, а место падения пришлось бы на городскую застройку, колоссальные жертвы и разрушения были бы неизбежны. Так насколько велик риск повторения, и надо ли относиться всерьез к метеоритной угрозе?

Да, ни один метеорит пока, к счастью, никого не убил, однако угроза с неба не столь ничтожна, чтобы с ней не считаться. Небесные тела типа тунгусского падают на Землю примерно раз в 1000 лет, и это значит, что в среднем каждый год они полностью «зачищают» 2,5 км2 территории. Падение тела типа челябинского отмечено последний раз в 1963 году в районе островов Южной Африки - тогда энерговыделение при разрушении тоже составляло около 300 кт. В настоящее время перед астрономическим сообществом поставлена задача выявить и отследить на близких к земной орбитах все небесные тела размером более 100 м в поперечнике. Но бед могут натворить и более мелкие метеороиды, тотальный мониторинг которых пока не представляется возможным: для этого нужны специальные и многочисленные инструменты наблюдения. На сегодняшний день вхождение лишь 20 метеороидных тел в атмосферу наблюдалось с помощью астрономических инструментов. И известен лишь один случай, когда падение относительно крупного метеорита (поперечник около 4 м) было предсказано примерно за сутки (он упал в Судане в октябре 2008 года). А между тем предупреждение о космическом катаклизме даже за сутки - это совсем неплохо. Если небесное тело грозит упасть на населенный пункт, за 24 часа поселение можно эвакуировать. И уж конечно, суток хватит на то, чтобы лишний раз напомнить людям: если вы видите в небе яркую вспышку, надо прятаться, а не прилипать лицом к оконному лицу.

К загадкам, связанным с крупными метеоритами [болидами], относится феномен так называемых электрофонных болидов. В этом случае человек, наблюдающий пролет малого космического тела по небу, слышит некий доносящийся от болида шорох. Очевидно, что звуковая волна не может долететь до уха наблюдателя так быстро. Возможно, что шорох возникает при взаимодействии идущего от болида электромагнитного излучения с окружающей наблюдателя земной поверхностью. Но что это за взаимодействие, неизвестно. По некоторым свидетельствам, электрофонный эффект наблюдался и при пролете челябинского болида.

Читать далее >>

16 июня 2013 г.

Защищая мертвых от живых и живых от мертвых

В продолжение январского поста "Защита от вампира".

Речь вновь пойдет о так называемых могильных сейфах, которые, по мнению жителей XIX века, не только защищали погребенные тела от осквернения (студенты-медики, а также некоторые доктора практиковали в те годы похищения тел умерших с целью их дальнейшего анатомического исследования; вспомните в этой связи знаменитый эпизод из книги Марка Твена 1876 года "Приключения Тома Сойера"), но и от суеверных страхов. Считалось, что мертвые способны по ночам выходить из своих могил и докучать живым. Таким образом, установленные на кладбище специальные решетки должны были защитить граждан от нападений вампиров и зомби.

Первый такой сейф был сделан около 1816 года. Они появлялись в самых разных вариациях, но у них была одна общая черта – вес, из-за которого эксгумация недавно умершего человека была невозможной. Сейфы были разнообразными и замысловатыми: сложные железные решетки и плиты, уходившие в землю. Над землей им придавали еще больше веса с помощью камня или железа.

Когда могила была вырыта, и в нее поместили гроб, на него клали плиту. Эта плита имела отверстия по бокам, в которые и продевались железные решетки. Затем еще одну плиту (каменную или железную) помещали сверху. Гроб находился в надежной клетке, его содержимое – в полной безопасности, и мертвые могли спасть спокойно.

Причина создания такой конструкции была вполне очевидной. Похитители тел были очень искусны и готовы на все, чтобы извлечь труп из могилы. Конечно, они не делали это в открытую и обычно выкапывали гробы под покровом ночи. К тому же, на многих кладбищах были смотровые башни. Одним из популярных способов кражи было выкапывание лаза в 6 метрах от могилы.

Затем от этой дыры рыли туннель к гробу, и тело доставали горизонтально. Никто и не замечал, что могилу побеспокоили, потому что с внешней стороны все было в порядке. Многие пустые гробы были найдены значительно позже.

Сейфы можно было использовать повторно. После 5-6 недель тело в гробу разлагается так сильно, что уже не представляет особой ценности для анатома. Тогда сейф можно переместить и установить над следующей свежей могилой – если, конечно, родственники умершего готовы были заплатить.

Церкви скупали могильные сейфы, а затем продавали их скорбящим. Чтобы избежать роста цен на эти сейфы, были организованы целые сообщества для их скупки. Каждый член этого сообщества мог использовать сейф за минимальную плату. Не члены сообщества тоже могли воспользоваться сейфами, но за определенную плату, естественно. Если уж викторианцы что и знали, так это как извлекать выгоду из любой возможности.

В 1832 году был принят Анатомический акт. Все трупы, за которыми не пришли родственники, а также все желающие могли отдать свои тела для анатомических исследований. Это эффективно положило конец торговле трупами. Большинство сейфов переработали или нашли им другие применения (см. фото ниже). Некоторые сейфы, правда, остались на своих местах – любопытный пережиток золотого века британских похищений тел.

Читать далее >>

14 июня 2013 г.

Разоблачения из прошлого. Часть 12: Гудини против Конан-Дойля - фокусник против спиритиста

Двенадцатая часть обзора рассказывает о великом противостоянии честных фокусников и шарлатанов,объявивших себя спиритами, то есть людьми, способными вступать в связь с духами из загробного мира. Одним из самых известных разоблачителей спиритов был известный иллюзионист Гарри Гудини. В свою очередь всячески старался доказать истинность спиритизма другой, не менее известный и талантливый человек - создатель Шерлока Холмса сэр Артур Конан-Дойль, веривший не только в духов, но и в фей и прочую мистику. О противостоянии двух великих умов - статья Ю. Фролова "Фокусник против Шерлока Холмса", опубликованная в журнале "Наука и жизнь" №5 за 2007 год.

Знаменитый английский писатель Артур Конан Дойл был горячим сторонником спиритизма. Загадочными явлениями человеческой психики и модным тогда в Европе учением о возможности связи с потусторонним миром Дойл заинтересовался еще в 80-х годах позапрошлого века, вскоре после окончания Эдинбургского университета, где он получил специальность врача. Молодой Дойл, работавший в пригороде Портсмута, вступил в местное литературно-научное общество, где проводились спиритические сеансы.

Вера в загробный мир приобрела новый импульс, когда от ран, полученных в Первой мировой войне, погибли его сын и брат. Через медиумов писатель, ставший к тому времени знаменитым, пытался связаться с погибшими родственниками. Позже Дойл стал ездить с лекциями о спиритизме по Англии, Канаде, США, Австралии и другим странам. Те, кому хотелось верить в возможность связи с умершими родными и близкими, толпами стекались на лекции, но в целом к этой теме преобладало скептическое отношение, особенно в практичной до мозга костей Америке. Одна газета писала: "Бедный Шерлок Холмс! Он постарел и полностью утратил свой знаменитый дедуктивный метод анализа!"

В своих книгах, статьях и публичных лекциях Дойл рассказывал (а рассказчиком он был не менее ярким, чем литератором) о таинственных явлениях, которым сам неоднократно бывал свидетелем на спиритических сеансах. В затемненной комнате невидимая рука прикасалась к волосам собравшихся за круглым столом. На грифельной доске, лежавшей на столе, появлялись письмена, духи отвечали на вопросы присутствующих. Стол начинал вращаться, приподнимался над полом на несколько дюймов и со стуком падал обратно. Раздавались звуки музыкальных инструментов, расставленных за спиной медиума. А один из медиумов, друг Дойла, умел левитировать: в темной комнате он мог плавно подняться в воздух, вылететь в раскрытое окно и приземлиться в соседней гостиной.

Гудини и Конан-Дойль

В художественных произведениях сэра Артура тех лет стали звучать мистические мотивы, особенно в научной фантастике. А со своим самым знаменитым героем - не верившим ни в какую мистику Шерлоком Холмсом - писатель к тому времени давно расстался.

В одном из лекционных турне по Америке Артур Конан Дойл познакомился с известным фокусником Гарри Гудини - ярым противником всяческих "паранаук", в том числе спиритизма. Гудини нередко спорил с писателем. И однажды решил на деле доказать ему, что для демонстрации поразительных чудес не обязательно иметь помощников в мире бестелесных духов.

Демонстрация состоялась в доме Гудини, в библиотеке, в присутствии его друга, адвоката Бернарда Эрнста. Вот как Эрнст описал происходившее в своих воспоминаниях.

Фокусник достал небольшую грифельную доску размерами примерно полметра на 40 сантиметров. В двух ее углах имелись отверстия, через которые были пропущены проволочки длиной 2-3 метра с крючками на концах. Прочий реквизит был представлен четырьмя шариками диаметром около 2 сантиметров, вырезанными из пробки, большой банкой, наполненной белилами, и столовой ложкой.

Сэр Артур осмотрел доску и не нашел в ней ничего подозрительного. Затем Гудини попросил его повесить доску за проволочки с крючками на стену, и писатель прицепил один крючок на раму картины, висевшей на стене, а другой зацепил за корешок большой книги, выступавшей с библиотечной полки.

Тогда фокусник предложил Дойлу осмотреть пробковые шарики, а чтобы убедиться, что в пробке ничего не спрятано, разрезать любой из них пополам. Так писатель и сделал, и тоже ничего подозрительного не обнаружил. Тогда ему предложили выбрать любой шарик из трех оставшихся, положить его столовой ложкой в белила и как следует перемешать жидкость, чтобы шарик равномерно покрылся слоем краски. Там его пока и оставили пропитываться белилами.

Гудини и его жена Бесс за спиритическим столом

Затем Гудини попросил Дойла взять листок бумаги с карандашом, выйти на улицу, прогуляться в любом направлении, написать несколько слов на бумажке и вернуться в дом.

Дойл прошел три квартала, повернул за угол, написал что-то на листке и по параллельной улице вернулся в особняк Гудини.

Хозяин дома предложил ему достать ложкой пробковый шарик из банки с белилами и прикоснуться шариком к левой стороне висящей на стене доски. К всеобщему удивлению, шарик словно прилип к доске, а затем начал медленно двигаться по ее поверхности, выписывая слова: "Мене, текел, фарес" - слова, появившиеся, согласно Библии, на стене дворца Валтасара. Именно эти слова Дойл написал на бумажке, находясь в трех кварталах от дома!

Присутствующие окаменели. А Гудини расплылся в довольной улыбке. Повернувшись к писателю, он сказал:

- Сэр Артур, над этим фокусом я работал почти всю зиму. Не хочу раскрывать его секрет, но заверяю вас, что это - чистая ловкость рук в соединении с некоторыми несложными устройствами. Я разработал трюк специально, дабы показать вам, на что способен ловкий и опытный человек. И я вас очень прошу: когда вы видите нечто невероятное, не торопитесь с заключением, что тут не обошлось без сверхъестественных сил или духов. Здесь, в отличие от спиритического сеанса, вы имели возможность, казалось бы, проверить все мои приготовления, вблизи при ярком свете дня наблюдать мои действия, но могу вам поклясться, что это - чистый фокус! Я устроил эту демонстрацию, чтобы убедить вас в дальнейшем не приписывать странные явления потусторонней силе, даже если вы неспособны их объяснить.

И все же Дойл остался в убеждении, что Гудини прибег к помощи сверхъестественных сил. Ничто не могло его разубедить.

Но, в самом деле, как же объяснить увиденную писателем необыкновенную демонстрацию?

Об этом рассказал американский фокусник Милбурн Кристофер в недавно выпущенной им подробной биографии Гарри Гудини. Секрет представления, которым Гудини так поразил всех присутствовавших, он купил у оставившего эстраду и ушедшего на покой немецкого иллюзиониста Макса Бероля, очень известного во второй половине XIX - начале ХХ века. Пока Дойл гулял по улице, Гудини заменил обычный пробковый шарик в банке с краской таким же, но со стальным сердечником. Когда Дойл вернулся в дом, Гудини тут же попросил его предъявить бумажку с написанными словами, якобы для проверки, хорошо ли она сложена. Он молниеносно подменил листок и вернул писателю такой же, но пустой.

Гудини демонстрирует трюки медиумов

Пока сэр Артур вылавливал столовой ложкой пробковый шарик из белил и на отлете, чтобы не запачкаться, нес его к доске, иллюзионист передал содержание записки своему ассистенту, находившемуся за стеной. Тот раздвинул окошко в панели за книжными полками, на которых висела грифельная доска, выставил в него трость с сильным магнитом на конце, притянул к магниту шарик, приложенный к доске, и написал требуемую фразу.

Тут Гудини попросил потрясенного увиденным писателя вернуть ему сложенный лист бумаги, чтобы проверить совпадение задуманной и появившейся фраз. "Прочитав" на пустом листке "Мене, текел, фарес", Гудини вернул Дойлу настоящую записку.

Уже после смерти Гудини Дойл говорил и писал, что в поразительных трюках, выполнявшихся фокусником, тот, пусть бессознательно, наверняка пользовался помощью потусторонних сил. Дойл ожидал, что на каком-либо из многочисленных спиритических сеансов друг подаст ему весточку "с той стороны", но этого так и не произошло.

Читать далее >>

12 июня 2013 г.

Хотите верьте – хотите нет

"Самые невероятные совпадения", считающиеся фактами, от журнала "Naked Science" (№2 2013). Хотя на самом деле подавляющее большинство из них - просто мифы.

Мы приведем лишь некоторые из историй.

Современные коммуникационные технологии во главе с Его Величеством Интернетом заставили нас уверовать в иллюзию "открытого информационного пространства". Зачастую мы даже не осознаем, насколько наивно доверчив наш разум в тот момент, когда читает газету, смотрит телевизор или парит над просторами глобальной сети. Судите сами.

История № 1. Удачная шутка

В 1848-м году мещанина Никифора Никитина "за крамольные речи о полете на Луну" сослали не куда-нибудь, а в дальнее поселение Байконур! Бывают в жизни совпадения.

Эта забавная легенда выглядит весьма правдоподобно и настраивает на саркастический лад. Впервые она была опубликована в 1974-м году в газете "Днепр вечерний". Автор заметки - научный сотрудник Днепропетровского исторического музея В. Пименов. Сей "гелертер" утверждал, что в библиотеке музея сохранился номер газеты "Московские губернские ведомости" за 1848-й год, в котором упоминается факт о мещанине Никитине. Через некоторое время какой-то инициативный читатель сообщил об этой заметке газете "Известия", и пошло-по- ехало... История незадачливого мещанина разнеслась по всему Союзу.

Но нашлись дотошные люди, которые не поверили на слово и решили найти в архивах первоисточник - тот самый номер газеты "Московские губернские ве-домости". Вскоре выяснилось, что никакой заметки про мещанина Никитина и в помине не было, а сам Пименов позже признался, что просто выдумал эту историю и совсем не ожидал, что несколько строк в провинциальной газете могут вызвать такой ажиотаж.

Хорошо, что обман был раскрыт довольно быстро, ведь привычка выдумывать факты могла прийтись сотруднику музея по вкусу. История журналистики знает множество находчивых авторов, которые умудрялись на протяжении многих лет описывать в своих статьях то, что было, как говорится, на русский бай- рам и турецкую пасху.

История №2. Успеха, мистер Горски!

Когда американский астронавт Нил Армстронг ступил на поверхность Луны, первое, что он произнес, было: "Желаю успеха, мистер Горски!". Ребенком Армстронг случайно подслушал ссору соседей - семейной пары по фамилии Горски. Миссис Горски распекала мужа: "Скорее соседский мальчишка слетает на Луну, чем ты удовлетворишь женщину!".

Всем известно, что первой фразой Нила Армстронга на Луне было знаменитое: "Один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества". Это факт. Легенда же гласит, что затем он вполголоса добавил: "Удачи, мистер Горски". Эта фраза, как считается, была вырезана и вызвала множество слухов среди сотрудников NASA, которые никак не могли понять, кто этот загадочный мистер Горски. Но правдива ли эта история? К сожалению, нет.

Вся история про незадачливого соседа "величайшего героя Америки" - не более чем неприличная шутка в стиле stand-up comedy. Сам Нил Армстронг впервые услышал ее в 1994-м году в исполнении комика Бадди Хокетта (Buddy Hackett), о чем впоследствии писал. Видимо, шутка пришлась ему по вкусу, так как в 1995-м году, во время знаменитой пресс- конференции во Флориде, он пересказал ее в прямом эфире по национальному радио. Именно это интервью до сих пор считают доказательством того, что Армстронг действительно сказал эту фразу, ступив на Луну. Но он просто озвучил известный анекдот, не более того. Особо убежденные сторонники этой легенды могут найти в Интернете запись переговоров Армстронга с сотрудниками NASA во время высадки и лично убедиться, что в них нет ни одного слова про несчастного мистера Горски. А жаль.

Истории №3,4,5. Книга Чудес

Жители шотландской деревни смотрели в местном кинотеатре фильм "Вокруг света за 80 дней". В момент, когда киногерои садились в корзину воздушного шара и обрубали канат, раздался странный треск. Оказалось, на крышу кинотеатра упал... такой же, как в кино, воздушный шар! (1965 г.)

Когда "Титаник" столкнулся с айсбергом в фильме, который транслировали по телевизору, в дом английской семьи врезался ледяной метеорит - редчайшее явление уже само по себе.

В 1944-м году газета "Дейли телеграф" напечатала кроссворд, содержащий все кодовые названия секретной операции по высадке союзнических войск в Нормандии. Разведка кинулась расследовать "утечку информации". Но составителем кроссворда оказался старенький школьный учитель, озадаченный столь невероятным совпадением не меньше военнослужащих.

Первоисточник всех трех историй - популярный сборник Дж. Мичелла и Р. Рикарда "Феномены книги чудес", изданный в Великобритании в 1977-м году. Его авторы - профессиональные, весьма знаменитые собиратели таинственных и загадочных историй. Джон Мичелл прославился своими книгами об Атлантиде, мегалитах, астроархеологии и сакральной геометрии. Забавно, что книга Мичелла и Рикарда, в которой описываются плачущие иконы, светящиеся люди, призраки и падающие с неба лягушки, была издана в Советском Союзе в 1988-м году издательством политической литературы. Правда, ее сопровождали научные комментарии в духе советского материализма, что само по себе выглядит довольно забавно. Но суть не в этом.

У нас нет оснований не доверять господам Мичеллу и Рикарду, но стоит отметить, что сами они не претендуют на стопроцентную достоверность всех изложенных в их книгах историй. Они, скорее, коллекционеры, чем исследователи, а потому далеко не всегда указывают источник того или иного "факта". Как, например, в истории про ледяной метеорит, упавший на дом благочестивого английского семейства во время просмотра фильма про Титаник.

Что касается воздушного шара, упавшего на кинотеатр, то в изначальной версии Мичелла и Рикарда воздушный шар пытался приземлиться возле деревни и задел провода, из-за чего в кинотеатре погас свет. Здесь авторы указывают источник - еженедельник "Уикли Ньюс" от 12 апреля 1975-го года.

Не знаю, доверяете ли Вы еженедельникам... Лично я как профессиональный журналист - нет.

А вот история про незадачливого школьного учителя, по всей видимости, является правдой. Только с одним существенным уточнением: кодовые слова появились не одновременно в одном кроссворде, а возникали по одному в целой серии кроссвордов на протяжении нескольких месяцев. Биографию чудесного учителя по имени Леонард Доу (Leonard Dawe), который был постоянным автором-составителем кроссвордов для The Daily Telegraph, можно легко найти в Интернете. Футболист-любитель, участник Первой Мировой войны и по совместительству составитель кроссвордов Леонард Доу посвятил этому делу ни много ни мало тридцать восемь лет.

История №6. Однофамильцы

В 1920-м году трое англичан путешествовали в поезде в одном купе. В процессе знакомства обнаружилось: фамилия одного из них была Бинкхэм, второго - Пауэлл, а третьего - Бинкхэм-Пауэлл. Ни один из них не состоял в родстве с другим.

История об однофамильцах была опубликована в 1989-м году в книге "Загадки непознанного", изданной Reader's Digest. К слову сказать, у этой книги нет авторов, указан только редактор. И в ней история про англичан-однофамильцев разворачивается не в 1920-м году, а уже в 1950-м, причем в Перу. Стоит ли доверять редакторам издательства Reader's Digest? Решать Вам.

История №7. Беременные кассирши

В одном из супермаркетов английского графства Чешир, как только за кассу под номером пятнадцать садится кассирша, так уже через несколько недель она беременеет. Результат - двадцать четыре беременных и тридцать рожденных детей.

После долгих поисков удалось выяснить источник этой пикантной истории - это газета "Вечерняя Москва" от 7 июля 1992 г. Думается, что эта заметка, напоминающая шутку про мистера Горски, была опубликована в газете по принципу "под конец читателям нужно дать что-то забавное и остренькое". А если учесть, что из фактических данных мы имеем только название графства в далекой Великобритании, то становится ясным, что выдумать нечто подобное не составляет труда.

близнецов по имени Джим Спрингер и Джим Льюис (Jim Springer, Jim Lewis). Братья впервые встретились в возрасте тридцати девяти лет. Оказалось, их судьбы удивительным образом совпадают. Оба женились на девушках по имени Линда, развелись, женились во второй раз на женщинах по имени Бетти, оба назвали своих сыновей Джеймс Алан, а со-бак - Той. Профессор Бучард благодаря близнецам Джимам получил грант на исследование влияния генов на медицинские и психологические показатели людей. На самом деле, специалистам давно известен тот факт, что у некоторых близнецов частенько бывают "похожие" судьбы, и что они способны "чувствовать" друг друга, даже находясь на противоположных сторонах Земли.

История №8. Непотопляемый Хью

Пятого декабря 1664-го года у побережья Уэльса затонул пассажирский корабль. Погибли все члены экипажа и пассажиры, кроме одного. Счастливчика звали Хью Уильямс. Более века спустя, пятого декабря 1785-го года, на этом же месте потерпело крушение другое судно. И вновь спасся единственный человек по имени... Хью Уильямс. В 1860-м, опять-таки пятого декабря, здесь же пошла ко дну рыбацкая шхуна. В живых остался только один рыбак. И его звали Хью Уильямс!

Про непотопляемых счастливчиков по имени Хью Уильямс написано много статей. Эта история довольно знаменита. Впервые о Хью Уильямсе упоминается в книге Чарльза Фредерика Клиффа "Книга Северного Уэльса" в 1851-м году ("The book of North Wales", Charles Frederick Cliffe), посвященной пейзажам, памятникам, рекам и другим достопримечательностям Уэльса. В ней история о Хью Уильямсе дана в виде сноски.

На самом деле, документальное подтверждение имеется только в случае с затоплением в 1785-м году.

И вообще вся история в целом только на первый взгляд кажется невероятной. Думаю, если Вы скажете, что в 18-м, 19-м и 20-м веках в Москве-реке утонул человек по имени Иван Иванович, то не ошибетесь. История про Хью Уильямса - из той же серии, потому как это имя было очень распространено в тех местах. А кораблекрушений на побережье Уэльса в течение трех веков, надо думать, было очень много.

Так что доверяйте, но проверяйте!

Читать далее >>