31 мая 2013 г.

Разоблачения из прошлого. Часть 10: На арене - великие обманщики!

Во времена “перестройки” неожиданным сюрпризом для читающей части населения страны стало появление в СМИ огромного количества паранормальщины: Кашпировский, Чумак, Лонго и прочие маги буквально завоевали не только газеты и журналы, но и прочно засели в телевизорах, заряжали воду, лечили энурез и демонстрировали невероятные возможности левитации.

Однако газеты публиковали не только истории о встречах с призраками собственного сочинения, но и вполне полезные и актуальные (особенно сегодня) материалы, связанные с разоблачением всевозможных шарлатанов, экстрасенсов, магов, спиритов, предсказателей и т.п.

Десятая часть обзора расскажет о великих обманщиках прошлого: от египетских жрецов до иллюзионистов XX века. Статья А.Н. Василевского, заслуженного артиста России, опубликованная 16 августа 2004 года на сайте membrana.ru.

О самом первом на Земле великом обманщике мир узнал совершенно случайно, благодаря женскому любопытству. Некая мисс Весткар всю свою жизнь посвятила собиранию древних папирусов. Как и все женщины, она была любопытна, а кому, скажите, не интересно узнать самые последние новости, ну, скажем, 5-тысячелетней давности?

И вот, раскрыв один из найденных папирусов, она прочла о том, что в 2900 году (не пугайтесь, до нашей эры!) знакомый нам с вами фараон Хеопс (помните его пирамиду?) имел удовольствие видеть выступление феллаха (крестьянина) по имени Дэди.

Далее пусть говорит сам папирус: "...Принесли гуся и отрезали ему голову. Положили гуся у западной стены зала приёмов, а его голову - у восточной стены. Дэди проговорил заклинание и поднялся гусь, и пошёл, переваливаясь, и голова его тоже поднялась ему навстречу. И вот голова гуся приросла к его шее. Встрепенулся гусь и загоготал... То же сделали с уткой, а затем с быком. Фараон был изумлён. И сказал фараон: "Пусть отведут Дэди в дом сына моего... Пусть живёт он там и будет назначена ему пища..."

Египетские ночи

В древнем Египте и жрецы применяли иллюзионные трюки. Выглядело это примерно так. Представьте, что нас с вами пригласили на день рождения Рамсеса II.

Ночь. Таинственный колонный зал. Он освещён редкими светильниками. Жрецы в белых одеждах. Вдоль стен каменные скульптуры в человеческий рост. Дымят курильницы. Слышится торжественное песнопение.

И вот жрец произносит заклинание. И в этот момент, косой луч Солнца прорезает тьму и освещает фигуру Рамсеса и только его. Происходило это каждый год в один и тот же миг. Таков был великолепный расчёт тогдашних архитекторов-иллюзионистов.

Но и это ещё не всё. Словно из-под земли вдруг вырастают статуи богов, они простирают руки к небу, они плачут.

На Руси

Когда Пётр I увидел нечто подобное и узнал, что тысячные толпы верующих торчат сутками в церквях у плачущей богородицы, вместо того, чтобы трудиться в поле, он решил проблему довольно просто: он заглянул за икону и увидел там устройство, подававшее лампадное масло к дырочкам в углах глаз богородицы. Масло вытекало каплями и имитировало слезы.

"Приказываю", - заявил Пётр, - чтобы отныне богородицы не плакали. А если они ещё раз заплачут маслом, то поповские зады заплачут кровью".

В России передовые умы всегда вели борьбу с мистикой и суевериями. Когда волна спиритизма перекинулась из Америки в Россию, Дмитрий Иванович Менделеев издал книгу о спиритизме. В ней были описаны сеансы спиритизма и даны заключения компетентной комиссии по каждому опыту.

В предисловии к книге Дмитрий Иванович написал, что все средства, вырученные от продажи этой книги, пойдут на постройку аэростата для изучения верхних слоёв атмосферы и прогнозирования погоды постоянно страдающей неурожаями России. "Пусть хотя бы однажды суеверие послужит на пользу науке", - сказал ученый.

Тоже обман и тоже великий.

Пинетти

Знаменитый Пинетти (1750-1803), едва приехав в Россию, сразу же привлёк к себе внимание. На Невском проспекте, возле Гостиного двора, он подошёл к торговцу, продававшему с лотка пирожки. Купил пирожок, разломил его и "нашел" внутри золотую монету.

То же самое он повторил со вторым пирожком, потом с третьим... Вокруг собралась толпа. Все ждали пирожков, начинённых золотом. Охваченный жадностью продавец свернул торговлю и принялся разламывать один за другим пирожки. Золота в них не было... Но Пинетти щедро вознаградил продавца.

Артист был приглашён во дворец Павла I, его ждали к семи часам. Он явился в восемь. В ответ на высказанное по этому поводу недовольство Пинетти предложил собравшимся придворным посмотреть на часы - у всех часы показывали ровно семь.

После этого он извинился за своё опоздание и попросил всех ещё раз взглянуть на часы. Теперь они показывали восемь часов...

В ответ на заявление Пинетти, что он может проходить сквозь стены, царь предложил ему явиться за гонораром завтра. К назначенному часу все ворота царского дворца были заперты и все ключи лежали на столе в кабинете Павла I.

В 11:55 сквозь дворцовую решетку была просунута депеша начальника департамента полиции: "Пинетти не выходил из дома". А через пять минут Пинетти уже входил в кабинет царя.

- Вы опасный человек, - сказал ему царь.

- Только, чтобы развлечь ваше величество...

Пинетти предупредил Павла о дне и часе своего отъезда и заявил, что уедет одновременно через все 15 городских застав. Слух об этом разнёсся по городу, и в назначенное время повсюду появились любопытные. В докладе, представленном царю, полиция сообщала, что паспорт Пинетти был зарегистрирован на всех 15 заставах.

Тяга к монаршему вниманию сгубила Пинетти. Вот как это случилось.

Один молодой граф по имени Эгмонт де Гризи, унаследовав большое состояние своего отца, придворного свиты Людовика XVI, приехал в Неаполь для изучения медицины. Здесь в великосветском кругу, он забавы ради выступал как фокусник-любитель, но демонстрировал при этом большое мастерство.

И вот в 1796 году на карнавал в Неаполь приезжает и Пинетти. Он сразу увидел в молодом блестящем графе опасного конкурента, а тут ещё нужно выступать перед неаполитанским королем Фердинандом IV. Коварный Пинетти наговорил де Гризи кучу комплиментов и предложил выступить вместо себя перед королем. В качестве ассистентов он дал ему своих людей.

Они-то и сделали своё чёрное дело: подменили графу колоду карт. Когда ничего не подозревавший де Гризи протянул эту колоду королю и попросил вытянуть любую карту, произошло нечто жуткое: Фердинанд вынул карту и вдруг швырнул её в лицо де Гризи.

Тот поднял карту и увидел, что на ней было написано ругательство в адрес короля. Де Гризи арестовали. Спасло его то, что вскоре началась война, и французские войска вошли в южную Италию. Де Гризи под псевдонимом Торрини изъездил с выступлениями всю Европу. Но маршрут своих поездок в отместку Пинетти он построил так, что всегда оказывался там, где должен был выступать Пинетти, за день до него. Он исполнял весь репертуар Пинетти и всегда имел успех, сам же Пинетти терпел полное фиаско.

Александр Герман

В России в разное время выступала с иллюзионными представлениями целая династия Германов. Один из них подарил А. С. Пушкину сюжет "Пиковой дамы" (кстати, заметьте, её герой тоже Герман).

Другой Александр Герман (1844-1896) дал хороший урок вежливости и скромности царю Александру III. Похвалив артиста за выступление, самодовольный монарх потребовал нераспечатанную колоду карт. Дело в том, что он отличался большой физической силой и кичился этим.

- А, сможешь ли ты сделать такой фокус? - спросил царь и разорвал колоду пополам.

- После вашего величества не рискну проделать это с целой колодой, разрешите попробовать с половинкой, - ответил Герман и разорвал половину колоды, что куда труднее.

Дёблер

Великолепный образ фокусника-артиста создал австриец Людвиг Леопольд Дёблер (1801-1864).

Он был настолько популярен, что всё, с чем он едва соприкасался, становилось модным: в магазинах расхватывали галстуки а-ля Дёблер, пирожные Дёблер, табак Дёблер... Даже один из венских переулков по сей день, носит имя этого иллюзиониста - Дёблергассе.

Монархи всего мира жаждали видеть его. Английская королева Елизавета, перед которой он выступал в Виндзорском дворце, осыпала его похвалами и милостями.

Прусский король Фридрих Вильгельм III дал ему звание придворного артиста. Восьмидесятилетний Гете пригласил его к себе в Веймар и посвятил ему стихи.

И вот Дёблер выступает перед Фридрихом Вильгельмом IV. Дёблер заявил королю, что может добыть из воздуха всё, что угодно. Монарх со снисходительной улыбкой ответил на это: "То, что мне нужно, вы не добудете. Можете добыть мне армию?.."

"Увидим", - ответил Дёблер, подавая королю корзину с куриными яйцами и, предлагая выбрать любое. Выбранное яйцо он положил на стол под стеклянный колпак, затем снял колпак и разбил яйцо, лежащее на столе и оттуда полетели вверх гирлянды цветов, среди которых показался генерал - помощник артиста, одетый генералом.

- Неужели у вас в каждом яйце по генералу? - спросил король.

- Посмотрим, - ответил Дёблер и повторил ту же процедуру с новым яйцом. На этот раз из яйца вылупился полицейский. Артист разыграл смущение:

- Простите, ваше величество, - сказал он, - Это яйцо было тухлое.

Шахматы

Любители шахмат знают, что на сегодняшний день шахматные машины, компьютеры пока уступают человеку. А вот в 1770 году барон Кемпелен демонстрировал машину, которая не знала себе равных в шахматной игре.

Машину звали "турок". Она имела вид ящика, за которым, поджав ноги, в турецком костюме сидел шахматист-робот.

Он заставлял сдаться таких именитых особ, как Наполеон I (кстати, совсем неплохой шахматист), императрица Мария Тереза, Фридрих II и Екатерина II.

С помощью системы зеркал Кемпелен скрывал наличие в своём автомате человека, причём играли за машину поочередно лучшие шахматные ассы той эпохи.

Фокусы и политика

Сильные мира сего использовали фокусы и для своих политических целей. Англия и Франция никак не могли выяснить свои отношения насчёт Мадагаскара. И вот правительство Наполеона III посылает на остров... иллюзиониста Казнева. Он своим искусством должен был склонить жителей острова на сторону Франции.

Что же делает в ответ английское правительство? Оно шлёт шифровку с приказом: всем миссионерам-англичанам срочно научиться показывать фокусы и внушать тёмным аборигенам, что все чудеса в руках их, английского, бога, а отнюдь не французского.

Казнев принял вызов. Это был поединок профессионала с любителями. Артист не столько показывал фокусы - сколько выступал с их разоблачением, чем и посрамил незадачливых британских любителей. Королева Ранавалона порвала уже подписанный её мужем договор с англичанами и заключила его с французами. Такова волшебная сила искусства великих обманщиков.

Боско

Если уж говорить о великих обманах и политике, то нельзя не вспомнить наполеоновского солдата Джованни Бортоломео Боско (1793-1863), человека который дважды хотел покорить Россию и добился своего. Петербург и Москва были покорены полностью. Правда, со второго раза.

19-летним юнцом любитель приключений Боско завербовался в армию Наполеона. Раненный под Бородино он попал в плен и был вылечен русскими врачами. Здесь, в плену, молодой Боско развлекал врачей и медсестёр незамысловатыми фокусами.

Спустя 30 лет, теперь уже всемирно известный маг и волшебник Боско вновь явился в Россию и на этот раз покорил её. Обе столицы сходили с ума от его выступлений. От его искусства были в восторге и русские писатели.

В поэме Некрасова "Говорун" есть такие строки, посвящённые "завоевателю":

Извёл бы десть бумаги я,

Что б только описать,

Какую Боско магию

Умеет представлять.

Ломал он вещи целые

На мелкие куски,

Вставлял середки белые

В пунцовые платки,

Бог весть куда забрасывал

И кольца и перстни

И так смешно рассказывал,

Где явятся они!

Ну, словом, Боско рублики,

Как фокусник и враль,

Выманивал у публики,

Так ловко, что не жаль!

Граф Калиостро

Другой итальянец Езеф Бальзамо (1743-1795), он же граф Калиостро сумел внушить веру в себя стольким, что ещё по сегодняшний день о нём пишут, спорят, им восхищаются.

Но, не был он никаким графом, никаким чудотворцем, а был он великим обманщиком! Гёте, Дюма-отец, Иоганн Штраус, Лев Толстой, М. Кузмин воздали должное шулеру и проходимцу.

Ему ничего не стоило увеличить размер бриллианта, превратить мешковину в шёлк, сделать железный гвоздь золотым. И при всём при этом ему всегда не хватало денег, и ради них он шёл на самые умопомрачительные интриги и обманы.

Тюрьмы сменялись королевскими палатами, погони - шумными церемониями, и вот он попадает в Бастилию. А когда его выпустили, он предсказал: "Скоро эта мрачная крепость падёт, и на её месте будут танцевать простые люди".

И крепость пала, и на ее месте танцевали! Великие обманщики умели угадывать правду.

Казанова

Джакомо Казанова (1725-1798) сменил за свою жизнь множество профессий. Вот только некоторые из них: он и уличный певец, и карточный шулер, и кулинар, и дипломат, и библиотекарь, и философ, и дуэлянт, и шпион. И, конечно же, маг и волшебник, но, прежде всего, любимец женщин. Здесь уж ему равных не было. Не случайно в кино его играл Марчелло Мастрояни. Мемуарами Казановы зачитывается весь мир!

Лев Толстой сказал, что если бы не осталось ни одной книги восемнадцатого столетия, то по мемуарам Казановы мы имели бы полное представление о жизни и нравах всей Европы.

В начале своей карьеры Казанова попадает в венецианскую тюрьму с названием "Под пломбами". Сидя в тюрьме, он делает подкоп, чтобы убежать. Как-то на вопрос начальника тюрьмы, устраивают ли его условия, он, не думая о последствиях, сказал, что в камере не бывает солнца - окно на север. Через некоторое время его переводят в камеру с южной стороны.

Надзиратель, помогавший перенести вещи, спросил, что ему ещё нужно. Казанова ответил, что ничего, а про себя подумал: хорошо бы ещё взять из той камеры лаз, который я выкопал...

Индийский канат

Это был человек-легенда. Легенда, которая не давала покоя многим поколениям иллюзионистов. Все великие артисты мира мечтали повторить то, что этот человек проделывал без труда.

Он появился из темноты, держа в руках большую плетёную корзину и отливавший красным светом меч. Это был старый индус в чалме, украшенной камнями, и в набедренной повязке.

В свете костра было видно, как он поставил корзину на землю, снял крышку и достал длинную, пеньковую верёвку. Он свернул её кольцами и с силой бросил вверх. Верёвка распрямилась и застыла. На земле лежали несколько колец, а вверху веревка терялась в темноте и клубах дыма, поднимавшихся от костра.

Индус что-то прокричал и на его зов явился мальчик, совсем маленький с большими чёрными глазами. Старик жестом показал на верёвку, и малыш послушно полез вверх. Он лез легко, как обезьянка, пока темнота и дым не поглотили его.

Старый индус обошёл вокруг верёвки и стал звать мальчика. Он требовал, чтобы тот вернулся назад. Не получив ответа, индус сам полез наверх. Он звал мальчика и грозил ему мечом. Старик поднимался по веревке всё выше и выше, пока тоже не скрылся из виду.

Сверху слышался его рассерженный голос. Потом раздался детский крик, шум борьбы и сверху стали падать куски разрубленного мальчика. Все кругом замерло в ужасе: огонь, темнота, зрители.

Сверху спустился индус, собрал всё, что осталось от мальчика в корзину, закрыл её крышкой и тряпицей отёр кровь с меча. Он отступил на шаг от корзины, примерился и несколько раз пронзил корзину мечом. Казалось, что ему было мало того, что он сделал с мальчиком.

Отбросив меч, старик подошёл к корзине и поднял крышку. Из корзины показалась курчавая голова, и появился живой и невредимый малыш! Его чёрные глаза сияли в свете костра. Он подошёл к деду и прижался к нему.

Верёвка мягко упала на землю. Чудеса закончились. Старый индус сложил верёвку в корзину, взял малыша за руку, и они ушли в темноту, унося с собой тайну.

Так повествует легенда о таинственной верёвке, индусе и маленьком мальчике. Существовала эта легенда долго, пока не появилась другая: стали говорить, что это не индийское чудо, а трюк. Трюк, ещё никем не исполненный, получил название "Индийский канат", а лорд Ленсдаун предложил десять тысяч фунтов стерлингов тому, кто исполнит этот трюк.

Фокусники задумались. Трюк стал мечтой многих, о нём спорили, строили догадки, по его поводу шутили. Пока лучшие умы Европы и Америки ломали головы над трюком "Индийский канат", в американское Общество иллюзионистов пришло письмо из Канады от фокусника, иммигранта из России. Он обещал показать этот трюк.

В назначенный день собрались члены клуба, и фокусник вышел на сцену. Потёртый костюм и рваная корзина вызвали невольные улыбки. Лысенький Шлёма Гольфстрим открыл корзину, вынул канат и бросил его вверх. Наверху кто-то явно поймал его и привязал. Шлёма вызвал из зала мальчика.

- Ты можешь подтвердить почтенной публике, что мы с тобой незнакомы и никогда раньше не встречались, - спросил он у мальчика.

- Да, папа! - ответил тот и, получив подзатыльник от отца, полез по канату вверх. Когда мальчик скрылся из вида, Шлёма громко сказал:

- Босяк! Или ты идёшь здесь, или я покажу тебя в другом виде!

Ответа не было. Шлёма взял саблю и полез по канату вверх. Он лез неумело: раскачивался и срывался. Не сумев добраться до верха, он помахал в воздухе саблей, и сверху стали падать части мальчика. Фокусник спустился вниз и стал собирать их в корзину. На авансцене лежала нога. Фокусник явно не видел её. Из зала кто-то подсказал:

- Ногу не забудь! Но он уже закрывал крышку.

- Он ещё и глухой к тому же! - посетовал президент Общества.

Фокусник элегантно одёрнул свой пиджачок и три раза хлопнул в ладоши. Крышка поднялась, и из корзины выглянул мальчик. Он вылез из корзины, достал из неё костыль, взял его подмышку и стоя на единственной ноге, улыбнулся залу.

К нему подошёл фокусник, они поклонились и на трёх ногах под смех, свистки и одобрительные возгласы зрителей ушли со сцены.

Приз Шлёма Гольфстрим не получил, но на него обратил внимание цирковой агент и пригласил работать в цирк клоуном. Когда Шлёма увидел "Индийский канат" в исполнении знаменитого русского артиста Кио, он пришёл в неописуемый восторг.

Рыбка стоявшая в манеже, через которую пропускали канат, произвела на него неизгладимое впечатление. Он понял, что в ней кроется суть фокуса, и сказал, что такое мог придумать только одессит, когда ел фаршированную рыбу.

Гарри Гудини

6 апреля 1974 года в одной из старинных нотариальных контор Нью-Йорка в торжественной обстановке, в присутствии сотен людей, был вынут из сейфа и вскрыт пакет.

Это было завещание иллюзиониста Гарри Гудини. В пакете, который Гудини завещал вскрыть в день своего столетия, хранились его тайны. А их было немало...

По всему миру его заключали в путы, узилища, кандалы, и он убегал отовсюду. Он убегал из подвалов банка, заколоченных бочек, зашитых почтовых мешков, из гигантского футбольного мяча, из гальванического котла, из письменного бюро...

Все его побеги были таинственны: он никогда не взламывал своих узилищ и даже не оставлял их открытыми.

Он освободился из молочного бидона, наполненного водой. Сбежал с китайской пыточной дыбы, из русского тюремного вагона и знаменитой Бутырской тюрьмы, где его посадили в камеру совершенно голым, его не удержали тюремные стены Бостона и Гамбурга, болты кованого сундука и запоры английского тюремного корабля.

Его приковывали к автомобильным колёсам, пароходным колёсам, пушкам, и он освобождался. Он нырял в наручниках с мостов Миссисипи и Сены и выныривал, приветствуя народ раскованными руками.

Он освобождался из смирительной рубашки, вися вниз головой на подъёмных кранах, бипланах, высотных домах. Он был сброшен в океан в водолазном костюме с полным снаряжением, но без воздушного шланга. Убежал...

Запертый в банковский сейф, он легко покидал его, а в сейфе под семью замками оказывался его ассистент... Загадкам Гудини не было конца.

И вот сейчас огромный пакет с секретами Гудини будет вскрыт. Люди замерли, стало слышно стрекот камер и робкое тиканье настенных часов, а затем толпа ахнула: в огромном пакете лежал абсолютно чистый, лишь слегка пожелтевший от времени, лист бумаги.

Вот и все "чудеса" Гудини. Загадки как были, так и остались загадками. Великий обманщик остался верен себе.

За всю историю иллюзионного искусства не было такого иллюзиониста как Гарри Гудини. Этот великий артист, великий мастер иллюзии мог выстрелом из пистолета заставить исчезнуть слона.

Гудини дебютировал с этим иллюзионом в 1918 году на сцене Нью-йоркского ипподрома. Огромный слон по наклонной платформе входил в большой бокс. Закрывалась передняя часть бокса, и всё сооружение на больших колёсах поворачивалось на 180 градусов. Гудини стрелял из пистолета... бокс был пуст!

Поначалу многие полагали, что в полу есть люк. И думали так до тех пор, пока им не напоминали, что под сценой находится вместительный, наполненный водой бассейн, который используется театром для номеров фигурного плавания. Кроме того, сам бокс был приподнят над поверхностью сцены.

Исчезновение слона было выдающимся явлением в области иллюзии и останется в анналах иллюзионного искусства, пока будет живо само иллюзионное искусство.

Маги, волшебники, фокусники, все они творили чудеса: нельзя пройти сквозь стену, нельзя парить в воздухе без крыльев, невозможно лишить человека головы и тут же вернуть её. Но ведь они проходили, парили, возвращали. Вот почему я зову их - Великие Обманщики!

Читать далее >>

29 мая 2013 г.

Умершая сенсация. Нужно ли бояться "летающих стержней"?

Эта статья, основанная на серии моих предыдущих публикаций по данной теме, подводит итог многолетнему спору о реальности и природе так называемого феномена "летающих стержней".

Их фотографируют, снимают на видео, однако поймать - не так-то и легко. Они везде. Возможно, они уже на вашем заднем дворе. На улице, в помещении, где угодно, они всегда будут рядом с вами, а вы никогда не узнаете об этом...

Именно так пугают простых обывателей самопровозглашенные уфологи и охотники за "неизвестными науке существами", прозванными чаще "летающими стержнями", "скайфишами", реже - "стрелами", "шнеками", "небесными рыбками" и пр.

"Эти странные существа похожи на глубоководных жителей: у них длинные червеобразные тела и широкие выступы по бокам, с помощью которых они перемещаются как будто бы на крыльях. Примерно так под водой "летают", например, скаты, совершая волнообразные движения. Но незадача в том, что обитают они не в воде, а в воздухе. Вероятно, их найдут в водоёмах, но пока что их даже в атмосфере находят только по чистой случайности", - такими словами начинается статья о "скайфишах" на одном довольно серьезном и уважаемом интернет-сайте.

Так что же это за новый феномен?

Все началось все с того, что однажды уфолог-любитель Хосе Эскамилья собрал свое нехитрое исследовательское оборудование, состоявшее из обыкновенной видеокамеры, и отправился в Мекку всех любителей НЛО и инопланетных пришельцев - американский городок Розуэлл, прославившийся тем, что в 1947 году там, якобы, разбился инопланетный корабль пришельцев. Именно в штате Нью-Мексико в 1994 году Хосе в одиночку создал новую сенсацию, его же усилиями ставшую впоследствии всемирно известной страшилкой для взрослых.

Покадрово просматривая отснятый материал, исследователь с удивлением обнаружил на пленке то, чего, по его мнению, там быть не должно: вместо "привычных" и ожидаемых "летающих тарелок" внимание Эскамильи привлек странный объект, скорее напоминавший стержень с крыльями: некий неопознанный, но, в то же время, определенно живой и наделенный разумом организм на огромной скорости пролетел мимо объектива камеры!

Заинтригованный своей неожиданной находкой, Эскамилья стал замечать "скайфишей" и на других видеозаписях - как своих, так и чужих. Накопив огромное количество свидетельств существования доселе "неизвестных науке существ", уфолог создал сайт, на котором стал публиковать результаты своих исследований, фотографии и видео-материалы. К удивлению самого Хосе, он стал получать письма от читателей сайта, которые нередко присылали ему результаты их собственных наблюдений. Оказалось, "летающие стержни" - явление массовое и наблюдают их в самых различных уголках планеты.

Со временем, Эскамилья и другие исследователи, подключившиеся к разгадке тайны загадочных летающих существ, накопили огромное количество всевозможных видео- и фото-доказательств. Уже в 2000-х был снят фильм, посвященный "летающим стержням", в котором были продемонстрированы самые известные видеокадры, на которых якобы запечатлены "скайфиши", а также подробно разобраны аргументы как скептиков, так и сторонников теории о том, что "шнеки" - это разновидность пришельцев, инопланетные существа, тайно следящие за человечеством. "Пришельцы у нас под носом, а мы упорно их не замечаем!" - сокрушался Хосе Эскамилья.

Знаменитое видео из Ласточкиной пещеры действительно впечатляет: на поляне, залитой ярким солнечным светом, хаотично летает несколько десятков стержнеподобных существ...

Любопытно, что после того, как "скайфиши" стали все чаще попадать в объективы видеокамер (или же люди просто стали обращать на них внимание), появились и так называемые "скайфишеры" - ловцы "летающих стержней". Пожалуй, самый известный из них - японец Кодзо Итикава.

"В детстве, гуляя в горах, я часто ловил этих существ - маленьких и больших, - вспоминает Итикава. - Насколько я знаю, их сейчас называют на американский манер - "скайфиш", но у нас деревне их называют по-своему - "тюман".

Между тем, по словам японца, таинственные летающие существа считаются едва ли не добрыми духами, оберегающими жителей деревни.

"Такова местная традиция - ловить их, но и не причинять им вреда: поймал и отпустил, поймал и отпустил - такие правила", - добавляет Итикава.

Известен и подробный рассказ Кодзо Итикавы о методах и приемах ловли "скайфишей": для удачно "охоты" обязательно нужно использовать защитную шляпу с сеткой и резиновые перчатки, поскольку "стержни", по словам японца, "очень ядовиты в осенне-зимний период".

Впрочем, помимо так называемых практиков существует и другая группа исследователей "стержней". Они никогда не выходят "на охоту" и предпочитают искать "скайфишей", сидя на диване и внимательно вглядываясь в телевизор. Самое удивительное, что таким способом действительно можно обнаружить "шнеков". Большое количество "летающих стержней" вполне реально увидеть в художественных и документальных фильмах, тематикой никак не связанных с НЛО или криптозоологией, выпусках новостей и даже во всемирно известных голливудских картинах.

Итак, что же перед нами? НЛО, пришельцы, неизвестные современной биологии существа, иллюзия или же простой обман?

Сотрудник факультета энтомологии Калифорнийского университета в Риверсайде и член консультативной комиссии, исследующей достоверность секретной научной информации Д.Янеги относительно существования "стержней" высказывается категорично: "Это видеографический артефакт, в основе которого лежит несоответствие между скоростью видеосъемки и частотой взмахов крыльев насекомых. По существу, на каждый видеокадр выпадает несколько взмахов крыльев насекомого, что при просмотре выглядит "стрелой", снабженной по своей длине выпуклостями. При движении насекомого его полупрозрачное тело кажется "стрелой", а вибрации крыльев создают видимость выпуклостей" (цит. по Р.Кэрролл "Энциклопедия заблуждений").

Так что любой желающий может "поймать" в объектив фото- или видеокамеры собственного "скайфиша" (а то и нескольких сразу). Для этого достаточно просто сфотографировать ночных бабочек у ярко светящегося фонаря.

В сентябре 2009 года автору этих строк посчастливилось заснять нечто, смутно напоминающее легендарного "скайфиша". Именно с тех пор я и стал серьезно интересоваться феноменом "летающих стержней". Однако, думаю, нет ничего удивительного в том, что в момент съемки вокруг объектива фотоаппарата кружился внушительный рой всевозможных насекомых.

Вот еще несколько сделанных мною фотографий "стержней".


О возможности фотографирования "скайфишей" мы еще поговорим чуть позже. Пока же обратим наше внимание на появление "стержней" в новостных сообщениях СМИ и в Интернете.

Всемирная Паутина дала людям уникальную возможность свободно обмениваться фото- и видеоматериалами, в результате чего количество наблюдений НЛО увеличилось как минимум в несколько раз. То же самое произошло и с открытыми Хосе Эскамильей "летающими стержнями": широкое распространение видеокамер в начале 90-х годов прошлого века позволило любому исследователю фиксировать на пленку то, что до этого момента не было доступно человеческому глазу.

Летом 2012 года жительница Украины Анна, внимательно рассмотрев снимок, сделанный у стен Одесского оперного театра, не долго думая отослала фотографию в редакцию одной из известных украинских газет. По словам одесситки, в правом верхнем углу снимка отчетливо виден пролетающий мимо объектива камеры некий сигарообразный объект.

"Была у вас на сайте, там есть тема о сигарообразных НЛО в Черкассах. В Одессе 29 июня 2010 года в 20:30, меня сфотографировали на фоне оперного театра. На небе ничего видно не было, но на снимке оказался точно такой сигарообразный объект", - пояснила Анна.

На снимке - тот самый то ли земного, то ли инопланетного происхождения "летающий стержень". А на самом деле - либо насекомое, либо птица, превратившаяся в вытянутый сигарообразный объект из-за длинной выдержки.

Примерно то же самое произошло и с жительницей Йорка, сфотографировавшей в немецком Нюремберге... херувима.

Во все времена людям свойственно искать чудеса там, где их никогда не было: ангелы, бесы, злые духи, полтергейст, бог, прочие мифические существа. Все это настолько знакомо нам сейчас, настолько тесно вошло в нашу жизнь, что некоторые чересчур суеверные личности способны даже сегодня видеть "чудесное" практически везде.

29 сентября 2012 года сайт газеты "Комсомольская правда" сообщил о том, что "Эбби Линфут, 22-летняя студентка Университета Ньюкасла, посетила Германию и в баварском городе Нюремберге сфотографировала нечто странное".

"Чем-то странным" оказался, по словам матери Эбби, херувим. Херувим - это такой мифологический персонаж, который, согласно Библии, представляет собой крылатое небесное существо.

А вот у бойфренда девушки воображение оказалось побогаче, чем у его будущей тещи, поскольку он заявил, что видит на фото "пухленькую фею" и даже сумел разглядеть ее "обнаженное тело с массивными ягодицами и бюстом". Возможно, парень просто пошутил. Однако что касается Эбби, то она, похоже, воспринимает случившееся всерьез и заявляет, что сфотографировала самого что ни на есть настоящего пришельца. И даже распознает на снимке "его пухлое тело, и скафандр с большим шлемом".

На фото, сделанном Эбби в Германии, запечатлена обыкновенная муха. Впрочем, необычно здесь то, что муха пролетела в непосредственной близости от объектива фотокамеры, отчего и получился эффект "частичной призрачности" объекта, который так смутил "научного обозревателя" "Комсомольской правды" Владимира Лаговского.

Сами очевидцы, не говоря уже о журналистах всевозможных "желтых" СМИ, часто путают "летающих стержней" с кораблями пришельцев. Так, например, уже знакомый нам "скайфиш" - насекомое, пролетевшее слишком близко к объективы фотокамеры - был принят американкой Дианой Б. за НЛО, посетивший город Дейтон во время грозы для того, чтобы "подзарядиться".

"Я хочу представить вашему вниманию снимок, – писала Диана, – который я сделала вчера днем в Огайо. Надвигалась гроза в то время, когда я находилась за рулем, возвращаясь домой из Пикуа (шт. Огайо) в Трой (шт. Огайо)…. Я не видела его, когда делала снимок … и я не слышала ничего, кроме раскатов грома вдали. Мы находились примерно в 10-15 милях от аэропорта Дейтон, но это не был самолет, идущий на посадку. Я бы увидела и услышала это".

Фотографируя сверкающее от молний небо, Диана поймала в объектив камеры отнюдь не "летающую тарелку", а насекомое, возможно, птицу, из-за длинной выдержки превратившуюся в "плоский объект прямоугольной формы".

Такой же стержень был снять очевидцем крупного пожара в Риге 31 мая 2011 года. На фоне горящих складов пролетел "скайфиш", который, по мнению руководителя Латвийского центра исследований аномальных явлений UFOlats Евгения Сидорова, вполне мог оказаться всего лишь майским жуком. Тем более что при детальном просмотре видеозаписи эта гипотеза получила лишнее тому подтверждение.

"Невидимое НЛО", "облако над домом", плазмоид, неизвестная форма жизни, "объект из чужого измерения" - такими эпитетами охарактеризовали то, что удалось запечатлеть на свой цифровой фотоаппарат Любови Лавренковой, главе Таежно-Михайловской сельской территории.

"Любовь Лавренкова, глава Таежно-Михайловской сельской территории, вечером делала съемку возле хозяйственных построек, рядом с домом. И, пролистывая, просматривая отснятые кадры, с удивлением увидела: высоко над землей, на уровне крыши ее дома, висит небольшое святящееся облако", - писали СМИ.

Не будем долго томить читателя в раздумьях. НЛО, или, если хотите, таинственное облако на снимке - самое обыкновенное насекомое (возможно, комар или мотылек), пролетевший очень близко к объективу и засвеченный вспышкой. Но разгадка тайны в данном случае - не самое главное. Занятнее то, насколько быстро рождается миф.

Стоило женщине удачно поймать тот момент, когда насекомое оказалось в непосредственной близости от объектива, как тут же история обрастает всевозможными мыслимыми и немыслимыми слухами: вот уже появляются свидетели, которые якобы вместе с Лавренковой видели выжженную землю, обожженные грибы и мазутную пленку как раз в том месте, где пролетал неопознанный объект. И, конечно же, порадовали "московские уфологи", узревшие в непонятном расплывчатом белом пятне "НЛО или объект из чужого измерения".

Стоит отметить, что никакие разоблачения, увы, не в силах остановить откровенно антинаучный поток "свидетельств" существования НЛО, привидений, сущностей из других измерений и тех же "летающих стержней". Если средствам массовой информации будет нужна очередная сенсация, в ход пойдут старые, проверенные временем загадки, тайны и страшилки. А "желтые" газеты и журналы при необходимости заново выдумают фей, в реальности которых в свое время нисколько не сомневался сэр Артур Конан-Дойль.

С практической точки зрения заниматься темой "летающих стержней" сегодня не то что бесперспективно, а вообще бессмысленно, поскольку разгадка феномена давно уже известна: "скайфиши", так напугавшие в свое время уфолога Хосе Эскамилью, являются насекомыми, снятыми на видеокамеру с медленной скоростью записи или на фотокамеру с длинной выдержкой.

В июльском номере журнала "National Geograhic Россия" за 2011 год был опубликован снимок фотографа Стива Ирвайна, на котором запечатлены так называемые "летающие стержни" - гордость Хосе Эскамильи. Правда, подпись под снимком рушит все надежды охотников за тарелочками на поимки инопланетных разведчиков: "За порхающими ночными бабочками, направляющимися к прожектору на лужайке, стелется кружевной шлейф. 20-секундная выдержка позволила запечатлеть некоторых из сотен насекомых, участвующих в этом сборище в одной из деревушек штата Онтарио".  

"Летающие стержни" оказались очередной страшилкой, придуманной взрослыми людьми, свято верящими в то, что нас повсюду окружают пришельцы из других миров. "Скайфиши" - не более чем городская легенда.

Но как же быть с японцами, которые, по их словам, с легкостью могут словить "стержень"? Что ж, и здесь нет большой загадки.

В 2005 году китайское телевидение решило заняться изучением феномена "летающих стержней". Проверка показала, что "при попытке поймать "скайфиша" в сетях оказывались обыкновенные мотыльки, а последующий детальный анализ видеосъемок показал, что "скайфиши" - это оптическая иллюзия создаваемая видеокамерами с медленной скоростью записи".

Вопрос закрыт, сенсация разоблачена.

Читать далее >>

27 мая 2013 г.

Вера в пришельцев и заговор правительства до сих пор популярны среди россиян

Ко Дню космонавтики Фонд "Общественное мнение" решил узнать у россиян их отношение к инопланетянам. Выяснилось, что большая часть опрошенных в них не верит, зато верит в другое - что властям о существовании внеземных цивилизаций известно куда больше.

В опросе, результаты которого приводятся на сайте фонда, принимали участие 1500 респондентов из 43 субъектов РФ. Они показывают, что 53% россиян не верят в инопланетян, в то время как 38% придерживаются противоположной точки зрения. При этом каждый пятый (22%) из тех, кто ответил утвердительно, думает, что при посещении Земли инопланетные существа контактировали с людьми.

Однако пользу таких контактов видят только 9% таких респондентов, другие же либо затрудняются ответить (10%), либо говорят о вреде (3%). При этом гораздо больше людей считает, что контакт с "зелеными человечками" будет налажен в ближайшие 50 лет. Так думают 23% опрошенных. Они ожидают, что инопланетяне "поделятся новыми знаниями", будут "оберегать планету", "направят нас на верный путь, научат добру". Те, кто больше склонен верить в то, что от инопланетян следует ждать вреда, считают, что "они захватят Землю и уничтожат нас". Некоторые боятся, что человечество будет использовано как "подопытные кролики", пишет "Интерфакс".

Между тем более половины россиян (52%) уверены, что руководство страны уже обладает секретной информацией о внеземных цивилизациях, 22% не верят в это, а 26% находятся в раздумье над этим, показывают исследования.

Читать далее >>

26 мая 2013 г.

Эволюция кругов на полях. 2001 год

Многие уверены, что странные рисунки на пшеничных полях по всему миру создают пришельцы. Таким образом "братья по разуму", по мнению уфологов, пытаются сообщить (пока безуспешно) человечеству нечто важное. Скептики же в основном придерживаются теории обмана, считая, что круги - дело рук (и ног) человека. Впрочем, не следует забывать и о естественных природных явлениях, которые так же, но далеко не всегда, стоят за феноменом "пшеничных колец" (ветер, гроза, шаровая молния и т.д.).

На этой неделе - фотографии самых известных кругов на полях 2001 года.

Читать далее >>

24 мая 2013 г.

Разоблачения из прошлого. Часть 9: В психушке с экстрасенсами

Во времена “перестройки” неожиданным сюрпризом для читающей части населения страны стало появление в СМИ огромного количества паранормальщины: Кашпировский, Чумак, Лонго и прочие маги буквально завоевали не только газеты и журналы, но и прочно засели в телевизорах, заряжали воду, лечили энурез и демонстрировали невероятные возможности левитации.

Однако газеты тех лет публиковали не только истории о встречах с призраками собственного сочинения, но и вполне полезные и актуальные (особенно сегодня) материалы, связанные с разоблачением всевозможных шарлатанов, экстрасенсов, магов, спиритов, предсказателей и т.п.

Девятая часть обзора посвящена массовому помешательству людей, случившемуся в начале 90-х годов прошлого века на почве увлечений экстрасенсорикой, целительством и прочей мистикой сродни порчи, экзорцизму, колдовству и т.д. Весьма объемная статья Олега Кармазы "На скамье подсудимых колдуна не будет... Черти мерещатся, когда жизнь чертовски трудна"  появилась в "Комсомольской правде" 22 мая 1992 года. Забавно, что в те годы такие новости были еще в новинку...

Это должно было когда - нибудь случиться, обязательно. Как своеобразное логическое завершение последнего акта комедии, название которой - Игра в мистику. Мы проморгали и опоздали, как всегда. Совсем на немного, на чуть-чуть. На две жизни.

Сойдя с ума, мать попросила своего сына убить сослуживицу и ее ребенка. Те, как она считала, были вампирами и наводили на нее порчу. Сын послушно выполнил просьбу: зарезав полуторагодовалого ребенка и истыкав все его лицо и голову кухонным ножом, он зарезал потом его мать, нанеся ей 30 ножевых ранений.

Это случилось в Перми несколько месяцев тому назад. Сейчас следствие по этому уникальному во многом делу закончилось. Но до сих пор у всех, кто так или иначе был связан с расследованием, остался вопрос: как, как все это могло произойти?

... В январе 1989 года в Пермском конструкторско - технологическом бюро "Лес", в одном из отделов, разыгрывали отечественный магнитофон и партию кассет к нему. Судьба распорядилась так, что счастливчиком на этот раз оказалась Галя Иванова, молодая сотрудница отдела. В конце рабочего дня к ней подошла начальник отдела А. П. Казакова. Сославшись на своего младшего сына, она попросила продать ей кассеты - "в магазине -то их днем с огнем не сыщешь". Галя, не долго думая, отдала ей часть своего выигрыша.

С этого все и началось. Кассеты оказались порченными, "сглаженными". Так, во всяком случае, решила потом Казакова.

Факт "порчи" был налицо: спустя несколько дней после покупки кассет муж Анны Петровны, бывший шофером, ушиб руку. Еще через некоторое время Анна Петровна простудилась и получила сильный насморк. Вдобавок всему младший сын дважды ударился обо что-то головой.

"Беды и несчастья посыпались на семью, как из ведра", - объясняла она потом врачам во время психиатрической экспертизы. К тому времени Анна Петровна уже страдала шизофренией. Правда пока еще без особых приступов. Втихую.

Шизофреником она стала незаметно, так что даже родные не сразу поняли, что к чему. Увлекалась экстрасенсами, колдунами, заговорами, не пропускала ни одного приезда в город мало-мальски известного парапсихолога. Читала запоем книжки по колдовству, магии, покупала десятками, благо, у любого уличного лоточника такого товара - что шелухи. Вела одним словом нормальный образ жизни, жизни нормального среднестатистического гражданина в те годы, когда все были повально помешаны на "крестах" Чумака и гипнотиском счете Кашпировского.

Потом в доме начали появляться черти. Чуть позже - злые духи. И барабашка. "Вот нелегкая их принесла", - жаловалась Анна Петровна мужу. "Кого?" - недоуменно зашивал он ее. "Дерево", - отрезала Анна Петровна, понимая, что бороться с нечистью ей, по всей видимости, придется в одиночку.

К тому времени, когда впервые зашла речь о кассетах, черти еще только-только начинали обживать квартиру. Констатировав непрекращающуюся череду бед и несчастий в семье, Казакова отправилась за советом к пермскому экстрасенсу В. П. Рогову. "Все правильно, на вас навели порчу, - покачал он с сожалением головой. - Навела ее женщина, которая работает у вас в отделе и сидит за вашей спиной. Вы у нее что-нибудь брали, хоть на время, - ручку, зеркальце? С этим она вам отрицательную энергию и передала. Если что-нибудь взяли - сожгите немедленно на свечном огне". Участь кассет была предрешена.

Однако вскоре черти проникли в желудок. И начали свое черное дело делать изнутри. Убедив в наличии порчи в отделе еще одну сослуживицу, от которой недавно ушел муж, Казакова вместе с ней приступила к активным действиям по нейтрализации вампира Ивановой.

Спустя некоторое время Иванову пригласили на "девичник". И там с ней серьезно, по-девичьи поговорили. Ее заставляли пить специальную, заколдованную воду, над ней проводили всевозможные магические пассы. Потом Казакова рассказала на следствии, что вампир сидела с каким-то странным, изумленным выражением лица и все порывалась уйти домой, ссылаясь на плохое самочувствие - она была в то время в положении. "Но мы сеанс очищения над ней закончили", - удовлетворенно заключила Казакова.

Некоторое время после это все было нормально, так во всяком случае показалось Казаковой. А потом опять пошло - поехало. Черти начали грызть желудок, душить во сне, всячески изгаляться. Нечисть потеряла всякую совесть и перешла в открытое наступление. Нужно было принимать решительные меры.

Чтобы набраться сил, а заодно и посоветоваться, Казакова пошла на курсы небезызвестного экстрасенса Кандыбы. Окончила их и сразу же пошла на другие - йога- колдуна Александра Мухачева. Они или кто-то еще из экстрасенсов, сейчас это уже установить практически невозможно, посоветовали ей следующий способ избавления от вампира. Нужно взять кровь из его губы или горла, примерно стакан, намочить этой кровью платок, произнести заклинание и сжечь платок на огне свечи. В ночь перед убийством ей стало совсем уж невмоготу. Вызвали "скорую". Врач, осмотрев ее, пожал плечами: "Здесь нужен психиатр". После его ухода Казакова попросила мужа утром, не откладывая, поехать к вампиру и откупиться от нее деньгами. "Иначе помру", - на полном серьезе предупредила она.

То было дальше до сих пор следствию не совсем ясно. И самое неясное - почему? Почему утром сын Казаковой пошел спокойно убивать Иванову и ее ребенка - еще не созревшего вампира, как считала Анна Петровна. Врачи сходятся во мнении, что была своеобразная цепочка, другими словами, мать своим диким фанатизмом, верой во все колдовское, потустороннее "заразила" этим и сына.

Как бы там ни было, утром младший сын Казаковой, прихватив чистый носовой платок, отправился за спасительной кровью. Дверь открыла сама Галя. Действовал он профессионально - в перчатках. Первый удар в ребенка, второй - в мать, а потом вдруг нашла ярость. И он начал молотить ножом ее тело, протыкая его, где только можно. Затем наступила очередь вампира младшего - Ильюши.

Вечером того же дня Казакова во всеуслышание объявила мужу и сыну, что из нее начинает что-то выходить, какая-то "злая гадость". Однако выход порчи был недолгим. Ночью ей опять стало плохо, она зажгла свечи, села в "магический круг", нарисованный на полу, и как-то очень равнодушно сказала: "А, может, это и не Иванова". И здесь я не могу не привести слова мужа, записанные в свидетельских показаниях: "Только тут я начал понимать, что, возможно, Иванова ни причем, и что у жены действительно какое-то психическое заболевание...".

Медицинская экспертиза Александра Казакова, подозреваемого в убийстве, длилась непривычно долго - два месяца. Врачи старались найти хоть какое-то отклонение в его психике, способное объяснить всю дикость происшедшего. Но Казаков оказался абсолютно, стопроцентно вменяемым.

Его мать после медицинского освидетельствования поместили в специальную психиатрическую больницу. Где, кстати, к тому времени уже находилась еще одна ученица экстрасенса Рогова, помешавшаяся на порче и отрицательной энергии.

Во время следствия Казакова обронила фразу, смысл которой состоял в том, что убийство Ивановой не должно быть последним. Чтобы уничтожить вампира, нужно уничтожить и всех его детей (у Галины остался еще семилетний сын Юра). И что есть люди, которые в состоянии это сделать. Сейчас муж Г. Ивановой в ужасе: "Не дай бог, трагедия повторится..." Врачи списывают слова Казаковой на ее болезнь.

Кстати, следователя, ведущего дело, Мухачев пообещал сжечь взглядом, если тот только вздумает вызвать его на допрос. Вызвали. Вежливо попросили продемонстрировать обещанное. Мухачев сказал, что нужно подзарядиться у космоса. Подзаряжается он уже долго. До сих пор.

...А вообще, честно скажу: жаль. Искренне жаль, что на скамье подсудимых А. Казакову будет так одиноко. Близкое соседство кого-то из вышеназванных мэтров магии ему явно не помешало бы. И дело тут не в том, что я такой кровожадный. Дело - в будущем. А оно, похоже, не за горами. Счет "сатанинским" убийствам открыт. И теперь остается лишь ждать, где еще обнаружат "вампира".

Трагедия часто начинается со смешного. Так уж повелось. Нам действительно было от чего веселиться, глядя, как нас дурачило большинство "звезд" - экстрасенсов, колдунов, кудесников.

Начиналось все с малого. С наивных ниточек и лесок, с магнитов, с простеньких приспособлений и химреактивов. Этого было вполне достаточно, чтобы вызвать ажиотаж среди миллионов телезрителей или просто зрителей. Слова "порча", "биополе", "аура", "астрал" вызывали у одних снисходительную улыбку, у других - ассоциацию с чем-то действительно серьезным, для третьих же, и их было подавляющее большинство, эти магические слова означали своего рода игру, хобби, увлечение.

Да, конечно, нас предупреждали: с огнем играем. Сверхъестественное, потустороннее, пока еще необъяснимое, к тому же связанное с такой тончайшей материей, как душа, - не материал для шуток. Можно забавляться игрой с чем угодно, но играть с тем, что выше нас, - глупо. Но...

Экстрасенсы множились, как мушки-дрозофилы. Чтобы не стать "звездой" в этой области, нужно было быть совсем уж потомственным идиотом. Серьезные, действительно что-то могущие парапсихологи в мгновение ока ушли в тень. Их серьезность раздражала. Нужны были игроки, что-то вроде массовиков-затейников, но с таинственной, умной маской на лице. Со сцены ушли писатели и инженеры Сафоновы и появились сантехники Тарасовы.

Закон массовой популярности был, как всегда, прост. Чем бездарнее экстрасенс, тем больше шансов у него стать известным. Так взошли на гребень моды все или почти все, кого мы привыкли видеть по телевизору, про кого постоянно читали в газетах, журналах. Девяносто девять и девять десятых всех колдунов, кудесников и проч. дурили нас в наше же удовольствие. Отправляли душу в созвездие Альдебарана, отделяли от нас фантомов-"двойников", "оживляли" трупы...

Первый сигнал опасности прозвучал из Санкт-Петербурга. Покончила жизнь самоубийством пожилая женщина, имевшая до этого диагноз вялотекущая шизофрения, постоянно бредившая потусторонним миром, заговорами, чьим-то черным воздействием. Каюсь, узнав об этом факте, я тоже тогда посчитал его единичным случаем - чего не бывает.

Но дальше число таких или в чем-то похожих случаев стало катастрофически расти. Челябинск, Минск, Барнаул, Ташкент, Сочи. Везде медицинские сводки начали пополнять бывшие чрезмерно экзальтированные поклонники духов, чакр, дурных глаз.

Появилось огромное число фанатиков, причем фанатиков в буквальном смысле, готовых если не покалечить, то уж во всяком случае, серьезно "дать понять" тем, кто пытался спорить с ними, что те не правы. Сужу по собственному опыту: за последние два-три года в редакцию приходило множество называвших себя экстрасенсами, мессиями, колдунами, спорить с которыми было просто небезопасно.

Случаи повального "магического" психоза нарастали. В Москве одна особо ретивая мамаша, дабы избавить детей от сглаза, прижигала некоторые их, наиболее близко связанные с космосом, как она считала, участки тела церковной свечкой. Дети потом два месяца лечились от ожогов. В Калининграде ярый поклонник Сатаны чуть не сжег себя вместе с соседями, разведя в квартире "магический" огонь. В Белгороде взрослая дочь поила свою пожилую мать настойкой, усиливающей биополе, до тех пор, пока та не скончалась от ожогов пищевода.

Вскоре в Москве почти каждое десятое психическое расстройство у больных, вставших на учет в диспансерах, по статистике так или иначе стало связано с фанатичной верой в сверхъестественное и потустороннее. Похожая картина сложилась в Санкт-Петербурге, других городах. По существу, не стало ни одного мало-мальски крупного населенного пункта, в психоневрологических диспансерах которого не состоял на учете хотя бы один больной, помешавшийся на колдовстве и магии. Это был тот момент, когда уже можно было с уверенностью сказать: приехали...

Сегодня положение с магией и общим по этому поводу психозом стало не просто опасным. В Москве, Киеве, Одессе, Новосибирске создано уже свыше десятка различных сект, члены которых поклоняются дьяволу, Сатане и прочей нечистой силе. По рассказам очевидцев, то, что в них творится, нормальному человеку понять трудно. Там пьют кровь животных и "коллег" по секте (замечу сразу, те добровольно идут на это, делая надрезы на руках и считая это своего рода посвящением), пьют мочу, едят крыс, мышей, занимаются "черной" магией, правда, пока на уровне сжигания восковых фигурок своих недругов. Основная масса членов сект - фанатики, в чем-то ущербные, вполне возможно, больные.

Пока в этих сектах нет ничего, скажем так, криминального. Но это - пока. А кто поручится за то, что и в будущем в общем, коллективном, болезненном сознании сектантов не появится что-нибудь этакое, что может привести к непредсказуемо печальным последствиям?

Ущербное общество нельзя пугать, как маленьких детей, Бабой Ягой и злым Черномором. В этом случае оно просто начинает "охоту за ведьмами", причем самым натуральным образом. И судьба последних в этом случае незавидна. Тем более, что к подобным "охотам" нам не привыкать. Это уже в генах. Мы соскучились по чуду. Потому что слишком часто сталкивались с ним. Мы потеряли напрочь чувство реальности и решили, как наркоманы, "сесть" на иглу мистики. Это, конечно, пройдет. С болезненной "ломкой", но - пройдет. Вопрос - в том самом прустовском утраченном времени. И в той самой банальной цене.

По данным Института психиатрии Минздрава России, из ста московских старшеклассников трое на сегодняшний день нуждаются в срочной госпитализации в психиатрической клинике, десять - в постановке на учет в диспансере, и двадцать пять - в санаторно-курортном лечении. Наложите на эти цифры процент учащихся, всерьез увлекающихся мистицизмом, и вы получите ту страшную дикость, которая произошла в феврале прошлого года в Черкесске, когда четверо подонков убили свою одноклассницу, чтобы выпить ее кровь, так приказал им дух во время спиритического сеанса.

Конечно, снежный ком, катящийся с горы, остановить нелегко. Вал псевдоэкстрасенсов и псевдомагов сегодня сродни девятому. Но дальше - то будет еще хуже. Бред, как тесто на дрожжах, чем дольше стоит, тем больше пухнет. Примеров тому - уйма.

В той же Перми, например, не так давно гастролировал некто Рамин Гараев, выдававший себя за Верховного Учителя тибетского Учения "Черный Лотос". Зрители пачками валили на его сеансы, даже не подозревая, что такого учения, такой глупости вообще нет в природе. Оно было придумано организаторами московской школы "Храм Бессмертия "Черный Лотос" в поезде Ленинград-Москва (таким образом они собирались привлечь в школу желающих, которые, как известно, больше доверяют экстравагантным названиям).

Окончив школу, Гараев ни с того ни с сего решил вдруг стать Гуру. Для чего в качестве первого шага выпустил "Справочник экстрасенсов "Черный Лотос", в котором свою фамилию скромно вписал под первым номером. Чтобы больше походить на "тибетчанина", ассистент Гараева, бывший менеджер школы Войцлав Березовский стал отныне называться Вой-ци-лоо Бом-по. И что вы думаете? Прошло на "ура!".

Несколько пермяков даже решили, не откладывая, отправиться с новоиспеченными Учителями в Тибет, ссылаясь на то, что сейчас, дескать, граница с Китаем уже открыта и было бы желание…

За последнее время уже в нескольких областях, в том числе Воронежской, Калининградской, распоряжением местной администрации были запрещены гастроли экстрасенсов, колдунов без специального разрешения, выдаваемого областным здравотделом. Конечно, сегодня эти запреты состоятельному колдуну обойти легко. Но это не значит, что с такой, же легкостью это можно будет сделать и в будущем (во всяком случае, очень хотелось бы на это надеяться). Без административного вмешательства в эту мистическую область на сегодняшний день все равно не обойтись. Хотя, честно говоря, жаль. Влезая в хрупкую область нематериального, власть может напомнить того борова, который вознамерился плюхнуться в дорогую салатницу. Впрочем, поживем - увидим.

...А пока - последние новости из мира магии. Небезызвестный "колдун" Ю. Головко (скромно называющий себя Ю. Лонго) решил оживить мумию Ленина в Мавзолее и пройтись по воде, не замочив ног (что-то вроде Христа). Валерий Лавриненко готов полетать над головами зрителей. Александр Чар начинает взглядом гнуть ножи и ломы. А Вячеслав Кондратьев менять душу по желанию заказчика...

И что вы думаете, не пройдет? Запросто! А знаете - почему? Потому что все это рассчитано на НАС. Недавно в Перми за крупную кражу арестовали "Колдуна России" В. Демина. То, что он, представляясь всем кандидатом медицинских наук и бывшим заведующим спецлаборатории "закрытого" института психиатрии, на самом деле имел, как выяснилось на предварительном следствии, всего 6 классов образования, - еще полдела. Своим пациентам для снятия порчи он вполне серьезно предлагал следующий рецепт: у человека с "дурным" глазом нужно откусить мочку уха, в которой, по убеждению Демина, оседает вся злая, отрицательная энергия.

Случаев каннибализма в Перми пока не наблюдалось...

Так и хочется, оглядываясь на прошедшие годы, закончить статью такой фразой: "Опомнились, идиоты. Где же вы были со своими газетами, когда в конце 80-х - начале 90-х по всей стране резвилось целое стадо экстрасенсов, колдунов и магов?".

Читать далее >>

22 мая 2013 г.

Разоблачения WikiLeaks. НЛО над Марокко - космический мусор СССР

По данным Foreign Policy, в новой подборке WikiLeaks из 1,7 млн документов, датированных 1973-1976 гг., "мало сюрпризов, но есть несколько интересных находок". Так, например, одна содержит "запрос короля Марокко Хасана II в США об информации по неопознанному летающему объекту, замеченному у побережья Марокко ранним утром 19 сентября 1976 года".

Согласно телеграмме военного атташе США в Вашингтон, все отчеты о событии с разных мест говорили о серебристом светящемся объекте круглой формы, бесшумно следующем с юго-запада на северо-восток. За объектом тянулся прерывистый след из ярких искр и фрагментов. Согласно описанию одного из офицеров, видевшего объект воочию, НЛО летело "параллельно берегу на сравнительно низкой скорости, как воздушное судно, готовящееся к посадке".

В ответной телеграмме секретаря Госдепа говорилось, что "определенное объяснение дать сложно", но, основываясь на описаниях траектории и вида объекта, можно предположить, что это мог быть "метеор или разрушающийся спутник". Однако, продолжает автор телеграммы, официальные лица отмечают, что правительство не имеет сведений по военным или гражданским воздушным аппаратам или спутникам США, находящимся в районе Марокко и способным создать впечатление НЛО.

"В октябре 2012 года канадский астроном-любитель Тед Молчан (...) выложил на сайте, посвященном спутникам, сообщение о том, что траектория объекта и время инцидента совпадают с моментом входа в атмосферу элемента космического мусора, а именно разгонного двигателя ракеты, запущенной СССР двумя месяцами раньше, в июле 1976 года. То, что НЛО не было американским, оказалось правдой, однако, судя по всему, телеграмма из Госдепа содержала неполную информацию по инциденту либо ее автор пытался что-то скрыть: стратегическое командование США отследило отслуживший элемент советской ракеты и включило его в базу данных станции слежения, где запись о нем впоследствии обнаружил Молчан. Так 35 лет спустя тайна раскрылась", - пишет автор.

Читать далее >>

20 мая 2013 г.

Тайны мира вместе с Google Maps

"Природное образование в Альберте, Канада, поразительно похоже на голову коренного американца. А если присмотреться, то вы увидите, что в ухе индейца – наушник", - фантазирует сайт РБК-Украина.

Можно вволю пофантазировать на тему того, как древние жители Земли специально создавали подобные "рисунки" для пришельцев из других миров. Но, увы, это всего лишь игра природы.

А это - настоящий рай для всех конспирологов.

Странные узоры недалеко от испытательного полигона в Тонопа, штат Невада. Территория находится в собственности Департамента энергетики США и является охраняемым военным объектом с закрытым доступом.

Кстати, иллюстрацией к данной заметке служит фотография узора на поле в штате Орегон. Он был создан группой студентов Университета штата Орегон в 2006 году с целью отметить таким образом пятидесятимиллионную загрузку веб-браузера Mozilla Firefox.

Читать далее >>

19 мая 2013 г.

Эволюция кругов на полях. 2000 год

Многие уверены, что странные рисунки на пшеничных полях по всему миру создают пришельцы. Таким образом "братья по разуму", по мнению уфологов, пытаются сообщить (пока безуспешно) человечеству нечто важное. Скептики же в основном придерживаются теории обмана, считая, что круги - дело рук (и ног) человека. Впрочем, не следует забывать и о естественных природных явлениях, которые так же, но далеко не всегда, стоят за феноменом "пшеничных колец" (ветер, гроза, шаровая молния и т.д.).

На этой неделе - фотографии самых известных кругов на полях 2000 года.

Читать далее >>

17 мая 2013 г.

Разоблачения из прошлого. Часть 8: Иллюзия глазами иллюзиониста. Откровения Арутюна Акопяна

Во времена “перестройки” неожиданным сюрпризом для читающей части населения страны стало появление в СМИ огромного количества паранормальщины: Кашпировский, Чумак, Лонго и прочие маги буквально завоевали не только газеты и журналы, но и прочно засели в телевизорах, заряжали воду, лечили энурез и демонстрировали невероятные возможности левитации.

Однако газеты тех лет публиковали не только истории о встречах с призраками собственного сочинения, но и вполне полезные и актуальные (особенно сегодня) материалы, связанные с разоблачением всевозможных шарлатанов, экстрасенсов, магов, спиритов, предсказателей и т.п.

В восьмой части обзора встречайте легендарного советского фокусника, народного артиста СССР Арутюна Акопяна и его статью "Иллюзии глазами иллюзиониста", опубликованную в газете "Советская культура" 19 мая 1990 года (№ 20(6744), с. 10).

Журналисты и зрители часто называют меня волшебником, что, согласитесь, слышать и читать приятно: это такая высокая оценка моего искусства, выше которой вроде бы и не бывает. 

Правда, искусство иллюзиониста называют волшебством и по другим причинам: всевозможные появления и исчезновения со сцены предметов, людей, животных, которые непосвященный зритель объяснит не в состоянии, заставляют смотреть на иллюзиониста, как на человека, обладающего какой-то мистической силой. И слово "волшебник" приобретает здесь прямой смысл - человек, способный делать что-то, простому смертному не доступное. Я, правда, волшебником себя не считаю - мне, грешному, все досталось огромным трудом, ежедневными многолетними тренировками. И когда мне говорят волшебник, я горжусь только тем, что я мастер и потому чего-то стою в жизни.

Я не делаю секрета из, казалось бы, таинственной профессии. Пусть человек знает, как многое можно если упорно и плодотворно трудится, - за усердие воздается сторицей. Конечно, есть у меня и свои профессиональные тайны. Но как же без них? Впрочем, дело не в этом и разговор не о тайнах. Мне хотелось бы поразмышлять об этике иллюзиониста - артиста этого воистину оригинального жанра искусства.

Есть категория артистов, которые честно работают в этом жанре, пытаясь найти себя, стать личностью, неповторимой, единственной в своем роде. Прямо скажем, нелегкий, но благородный путь. Путь в большое искусство. Тут хватает и ухабов, и всякого рода препятствий. Для того чтобы как-то привлечь к себе внимание зрителей, нужны и талант, и везение, и много, много чего. И путь этот подвластен далеко не каждому - не может вынести его трудности. Однако есть немало людей, которые ищут не большие пути, а легкие тропочки, выводящие к желанной цели признания. Не особенно задумываясь, что несут они людям, безупречна ли в нравственном отношении избранная ими дорога.

Вот и появляются на сцене разного рода "феномены". И память-то у них необыкновенная, и обладают они некими телепатическими способностями... Поверьте мне. Я за свои пятьдесят лет работы на сцене видел много таких "уникумов", и, право же, для специалиста они не загадка, нет в них на самом деле ничего необыкновенного.

Люди старшего поколения, наверное, помнят "феноменального" Вольфа Мессинга, прославившегося своими "Психологическими опытами". Сколько было шума вокруг этого имени, сколько рассказов! Дескать, может этот Мессинг выполнять любые мысленные команды зрителей, угадывать цифры в запечатанных конвертах, определять содержимое чужих карманов, обладает необыкновенной памятью. Ходила еще легенда, что он запросто мог пройти к Сталину, минуя охрану... У Берии был таким же образом... В общем, волшебник, да и только. И вот в сентябре прошлого года в газете "Советская Россия" были напечатаны откровения Вольфа Мессинга, записанные Игнатием Шенфельдом. Ничего сверхъестественного. Все чистой воды трюкачество и нагнетание таинственности, вызвавшей различные "байки". "Волшебник" с большой долей иронии вспоминает, как он с испугу стал великим и как за счет невежества некоторых руководящих работников он, покинув Варшаву, неплохо жил в Советском Союзе.

Для меня в его выступлениях никогда никакой тайны не было и нет, потому что это касалось моей профессии. Еще при его жизни я делал те же номера, только старался делать легко, иронично, с улыбкой. Никакой таинственности, усилий, напряжения. Обыкновенные трюки. О, сколько неудовольствия и взрывов негодования в мой адрес было тогда высказано! Я просто подрывал его дело на корню!

И, надо сказать, я далеко не единственный, кто и тогда, и позднее делал те же трюки, - многие и сегодня работают так же. Только славы Вольфа Мессинга им не досталось. Исчерпалась она, хотя лавры его все же не дают покоя некоторым артистам, и нет-нет, да и встречаются новые "феномены". Не так давно по Московской программе телевидения показали встречу с артистом, которую вел главный редактор журнала "Юность" Андрей Дементьев. Артист демонстрировал необыкновенную память, некоторые физические возможности, чем вызвал восторг присутствовавших в студии. Они восхищались необыкновенностью данных артиста, а тот всячески поддерживал их оценку, не пытаясь даже скромно отнекиваться, дескать, что вы, что вы... Принимал похвалу как должное.

А жаль! Ведь в этих трюках нет ни капельки необычного. И утверждать или настаивать на обратном по меньшей мере ошибочно, а в худшем случае - непорядочно. Зачем людям морочить голову. Демонстрация феноменальной памяти - обыкновенный трюк, известный многим артистам оригинального жанра. Непревзойденным мастером в этом жанре был в 50-х годах ленинградский артист М. Куни.

Сложнее с другой категорией ... хотел сказать "артистов", а потом задумался, да так и не смог подобрать слова, чтобы как-то назвать этих людей. Речь идет о тех, кто, обладая какими-то способностями, а то и не обладая ими, шел и идет на сцену, всяческими способами, чистыми и не очень, заставляя зрителя верить в свою необыкновенность.

Тут, прежде всего, назову гипнотизеров. Да-да, гипноз - огромное поле деятельности для шарлатанов. Они появляются в немыслимых количествах, как только создаются соответствующие условия. "Когда подводил здравый шехель, искали необычайного", - объясняет в своих откровениях Вольф Мессинг. Что же это за гипнотизеры? Не очень-то надеясь на свой "феномен", они нанимали раньше безработных, а ныне - людей без определенных занятий, и по команде или просьбе "волшебника" выходят на сцену как представители зрителей, сделав все, что от них требует "загипнотизировавший" их "артист", и получают после спектакля свои деньги. Идут на сцену и непосвященные. Конечно, у них ничего не получалось, но и это не считается неудачей: дескать, не всякий может быть загипнотизированным.

Вообще, иллюзионное искусство как-то подозрительно тянется к медицине. И с чего бы это? Что их объединяет? Как я понимаю, настоящее искусство может быть блестящим психотерапевтическим средством. То есть у зрителя улучшаются настроение, общее состояние, он переживает огромное удовольствие от этой встречи. Если это, я подчеркиваю, настоящее искусство. Больше связей с медициной я не вижу. Да и не только я.

Однако приходилось мне видеть, и не раз, как обыкновенное иллюзионное искусство превращали в некое необычайное медицинское средство, и это меня крайне возмущает, потому что налицо явное, да к тому же и небезобидное шарлатанство.

Мне, пожалуй, одному из первых пришлось доказывать в печати, что искусство филиппинских хиллеров, людей, якобы делающих операции без скальпеля, одними руками, - искусство иллюзионное, и не более того. Потом об этом говорили многие. А совсем недавно в газете "Советская культура" была перепечатана статья западногерманского журналиста Хельмара фон Дитфурта, в которой он категорически называет филиппинское "чудо" аферой XX века. И доказывает свою мысль, опираясь не только на свои впечатления, но и на свидетельства филиппинского манипулятора "мага Кристиана".

Однако, как трудно преодолевать стереотип человеческого мышления. Людям всегда хочется хоть немного чуда. И когда говоришь, что кажущееся необычным никакого отношения к чуду не имеет, ты рискуешь вызвать ... хорошо если только неудовольствие. И все же, как ни странно, зачастую, когда ученые не в состоянии объяснить то или иное явление и молчат, разгадку находит иллюзионист. История знает тому немало примеров.

Вообще наше время удивительно, и подчас мне просто непонятно. Если раньше, например, в оценке всех необычных явлений мы руководствовались железным правилом: этого не может быть, потому что быть не может, то теперь мы пользуемся не менее невежественным правилом: все бывает. Хотя и то, и другое ведет по ложному пути - пути невежества. И тем обиднее, что этот путь используют подчас наши средства информации.

На экране телевизоров появляются колдуны, и нас всерьез убеждают, что они "всесильны", молодые интеллигентные ведущие. Для Всесоюзного радио на полном серьезе берутся интервью у людей, души которых (или они сами) летают куда-то в запредельные космические пространства и встречаются с тамошними небожителями, черпают энергию из космоса. Со страниц газет и журналов не исчезают материалы о ясновидящих, различных предсказателях далекого будущего и близкого конца света, а в лучшем случае - землетрясения.

В общем, когда подводит "здравый шехель", ищут необычного. Только этим я могу объяснить телевизионные шоу, которые проходили и проходят на нашем экране. На мой взгляд, это отвлекающая психотерапия.

Объяснения иллюзиониста тут могут показаться неубедительными, однако вряд ли я ошибусь, если скажу, что существование этих телешоу объясняется нашей бедностью, научной и практической несостоятельностью медицины. У нас ведь дефицит всего: лекарств, хороших врачей, койко-мест в больницах, хорошего отношения друг к другу, милосердия, в общем, всего.

А тут, пожалуйста. Ты садишься перед экраном, перед тобой человек медленно жестикулирует, и через несколько минут считай себя здоровым. А если ты не забыл поставить перед экраном баночку с водой или кремом, то можешь поиметь здоровье впрок. Впрочем, если и забыл - неважно. Купи газету с заряженным портретом целителя и целых 10 дней будешь находиться под его благотворным воздействием. Христос, да и только. И хоть бы слово сказали ученые!

Бедные шарлатаны далекого прошлого! Разве вам снились такие огромные, многомиллионные аудитории. А умнейший авантюрист граф Калиостро - разве мог даже мечтать о них? Да никогда. Мелкие вы и жалкие, когда мы смотрим на вас с высоты наших дней.

У нас пользуются вниманием и разные по масштабу "целители". Например, многочисленные экстрасенсы. Отдыхали мы с женой на юге и там, в гостинице, встретили человека, которого знали давно. Разговорились. Выяснилось, что он здесь, в гостинице, работает экстрасенсом. Надо же ...

- Слушай, - говорю я ему. - Ты же шарлатан, какой ты экстрасенс...

Ничуть не обидевшись, он ответил:

- Да, но мне верят, ко мне идут и хорошо платят. И самое забавное, кое-кто, даже говорят, излечивается. Почему же мне и не заниматься моим делом?...

Ну что тут скажешь. Миллионы людей усаживаются по вечерам у телеэкрана с надеждой, что спустя не которое время они встанут совершенно здоровыми. Напряженно смотрят глаза своего кумира, стараются делать все, что он говорит. И ждут чуда - авось исцелятся. А чудо, оно ведь и есть чудо, и доступно далеко не всем. А может быть, лучше, если бы психотерапевты сидели в своих кабинетах и вели обычный прием персонально с каждым больным. Может, от этого был бы больший эффект? А может, нам надо увеличить расходы ж медицину, чтобы всегда находить нужные лекарства в аптеках, чтобы больницы наши не напоминали места заключения, а были бы уютны и просторны? А может, врачам нашим надо больше улыбаться и заглядывать больному в глаза, а не только в его историю болезни? Доброта и милосердие - такая сильная психотерапия.

Я верю, что все так и будет. И когда мы, наконец, перестроимся, то вряд ли нам тогда понадобятся подобные телевизионные шоу.

Я верю в человека, в нашего современника - культурного, образованного. А он, по-своему, тоже феномен. И это единственный феномен, в который я верю.

Но это еще не все. На статью известного советского иллюзиониста откликнулся некто Вл. Жуковский, представившийся профессором и доктором технических наук и вставший на защиту "обиженного" Акопяном Мессинга. Не могу не привести ответ Жуковского, опубликованный в той же "Советской культуре" 16 июня 1990 года (№24, с. 5).

Прочитал в вашей газете статью А. Акопяна "Иллюзии глазами иллюзиониста" (19 мая с. г.). Бросается в глаза желание автора бросить тень на Вольфа Мессинга, "...за счет невежества некоторых руководящих работников он (Мессинг. - В. Ж.), покинув Варшаву, неплохо жил в Советском Союзе".

Я бывал на сеансах Мессинга в Москве. Ни малейшего "нагнетания таинственности", отсутствует реквизит, нет и помощников, не считая дамы (впоследствии жены), чья роль, кажется, сводилась к оглашению идеологической установки: психологические опыты свидетельствуют о торжестве материалистического мировоззрения.

Мессинг действительно узнавал по взгляду конкретные мысли, находил запрятанные предметы. Участие в этом принимали все желающие, наличие замаскированных под публику ассистентов исключалось. Так, однажды Мессинга решили "проэкзаменовать" несколько критически настроенных молодых людей, известных мне. У одного из компании спрятали портсигар, другой вышел к Мессингу на эстраду, и тот сумел-таки вызнать местонахождение "клада".

Таких примеров можно привести много, а вот "разоблачители" в то время помалкивали. А. Акопяну следовало бы опираться не на "откровения", кем-то "записанные", а на собственные воспоминания Мессинга, опубликованные при его жизни в нескольких номерах журнала "Наука и религия" четверть века тому назад. Тогда не стал бы маэстро ссылаться на какие-то мнимые легенды, будто Мессинг "запросто мог прийти к Сталину...", обошлось бы и без Берии... А. Акопян пишет: "Еще при его (Мессинга. - В. Ж.) жизни я делал те же номера..." Ой ли? Почему же тогда москвичи ничего об этом не знают, и кто затем помешал А. Акопяну своевременно заменить ушедшего ветерана в его амплуа и превзойти его славу?

Мессинг не только обладал феноменальными (без кавычек) способностями, но и был уважаем как человек, гражданин. Во время войны на свои средства приобрел для Красной Армии танк. Его мемуары оставляют об авторе впечатление как о человеке благожелательном, чуждом нарочитой саморекламы и тем более упоения собственной исключительностью.

Похоже, наш знаменитый иллюзионист сам оказался жертвой достаточно примитивной иллюзии: статья производит эффект, обратный задуманному.

Читать далее >>