14 июня 2013 г.

Разоблачения из прошлого. Часть 12: Гудини против Конан-Дойля - фокусник против спиритиста

Двенадцатая часть обзора рассказывает о великом противостоянии честных фокусников и шарлатанов,объявивших себя спиритами, то есть людьми, способными вступать в связь с духами из загробного мира. Одним из самых известных разоблачителей спиритов был известный иллюзионист Гарри Гудини. В свою очередь всячески старался доказать истинность спиритизма другой, не менее известный и талантливый человек - создатель Шерлока Холмса сэр Артур Конан-Дойль, веривший не только в духов, но и в фей и прочую мистику. О противостоянии двух великих умов - статья Ю. Фролова "Фокусник против Шерлока Холмса", опубликованная в журнале "Наука и жизнь" №5 за 2007 год.

Знаменитый английский писатель Артур Конан Дойл был горячим сторонником спиритизма. Загадочными явлениями человеческой психики и модным тогда в Европе учением о возможности связи с потусторонним миром Дойл заинтересовался еще в 80-х годах позапрошлого века, вскоре после окончания Эдинбургского университета, где он получил специальность врача. Молодой Дойл, работавший в пригороде Портсмута, вступил в местное литературно-научное общество, где проводились спиритические сеансы.

Вера в загробный мир приобрела новый импульс, когда от ран, полученных в Первой мировой войне, погибли его сын и брат. Через медиумов писатель, ставший к тому времени знаменитым, пытался связаться с погибшими родственниками. Позже Дойл стал ездить с лекциями о спиритизме по Англии, Канаде, США, Австралии и другим странам. Те, кому хотелось верить в возможность связи с умершими родными и близкими, толпами стекались на лекции, но в целом к этой теме преобладало скептическое отношение, особенно в практичной до мозга костей Америке. Одна газета писала: "Бедный Шерлок Холмс! Он постарел и полностью утратил свой знаменитый дедуктивный метод анализа!"

В своих книгах, статьях и публичных лекциях Дойл рассказывал (а рассказчиком он был не менее ярким, чем литератором) о таинственных явлениях, которым сам неоднократно бывал свидетелем на спиритических сеансах. В затемненной комнате невидимая рука прикасалась к волосам собравшихся за круглым столом. На грифельной доске, лежавшей на столе, появлялись письмена, духи отвечали на вопросы присутствующих. Стол начинал вращаться, приподнимался над полом на несколько дюймов и со стуком падал обратно. Раздавались звуки музыкальных инструментов, расставленных за спиной медиума. А один из медиумов, друг Дойла, умел левитировать: в темной комнате он мог плавно подняться в воздух, вылететь в раскрытое окно и приземлиться в соседней гостиной.

Гудини и Конан-Дойль

В художественных произведениях сэра Артура тех лет стали звучать мистические мотивы, особенно в научной фантастике. А со своим самым знаменитым героем - не верившим ни в какую мистику Шерлоком Холмсом - писатель к тому времени давно расстался.

В одном из лекционных турне по Америке Артур Конан Дойл познакомился с известным фокусником Гарри Гудини - ярым противником всяческих "паранаук", в том числе спиритизма. Гудини нередко спорил с писателем. И однажды решил на деле доказать ему, что для демонстрации поразительных чудес не обязательно иметь помощников в мире бестелесных духов.

Демонстрация состоялась в доме Гудини, в библиотеке, в присутствии его друга, адвоката Бернарда Эрнста. Вот как Эрнст описал происходившее в своих воспоминаниях.

Фокусник достал небольшую грифельную доску размерами примерно полметра на 40 сантиметров. В двух ее углах имелись отверстия, через которые были пропущены проволочки длиной 2-3 метра с крючками на концах. Прочий реквизит был представлен четырьмя шариками диаметром около 2 сантиметров, вырезанными из пробки, большой банкой, наполненной белилами, и столовой ложкой.

Сэр Артур осмотрел доску и не нашел в ней ничего подозрительного. Затем Гудини попросил его повесить доску за проволочки с крючками на стену, и писатель прицепил один крючок на раму картины, висевшей на стене, а другой зацепил за корешок большой книги, выступавшей с библиотечной полки.

Тогда фокусник предложил Дойлу осмотреть пробковые шарики, а чтобы убедиться, что в пробке ничего не спрятано, разрезать любой из них пополам. Так писатель и сделал, и тоже ничего подозрительного не обнаружил. Тогда ему предложили выбрать любой шарик из трех оставшихся, положить его столовой ложкой в белила и как следует перемешать жидкость, чтобы шарик равномерно покрылся слоем краски. Там его пока и оставили пропитываться белилами.

Гудини и его жена Бесс за спиритическим столом

Затем Гудини попросил Дойла взять листок бумаги с карандашом, выйти на улицу, прогуляться в любом направлении, написать несколько слов на бумажке и вернуться в дом.

Дойл прошел три квартала, повернул за угол, написал что-то на листке и по параллельной улице вернулся в особняк Гудини.

Хозяин дома предложил ему достать ложкой пробковый шарик из банки с белилами и прикоснуться шариком к левой стороне висящей на стене доски. К всеобщему удивлению, шарик словно прилип к доске, а затем начал медленно двигаться по ее поверхности, выписывая слова: "Мене, текел, фарес" - слова, появившиеся, согласно Библии, на стене дворца Валтасара. Именно эти слова Дойл написал на бумажке, находясь в трех кварталах от дома!

Присутствующие окаменели. А Гудини расплылся в довольной улыбке. Повернувшись к писателю, он сказал:

- Сэр Артур, над этим фокусом я работал почти всю зиму. Не хочу раскрывать его секрет, но заверяю вас, что это - чистая ловкость рук в соединении с некоторыми несложными устройствами. Я разработал трюк специально, дабы показать вам, на что способен ловкий и опытный человек. И я вас очень прошу: когда вы видите нечто невероятное, не торопитесь с заключением, что тут не обошлось без сверхъестественных сил или духов. Здесь, в отличие от спиритического сеанса, вы имели возможность, казалось бы, проверить все мои приготовления, вблизи при ярком свете дня наблюдать мои действия, но могу вам поклясться, что это - чистый фокус! Я устроил эту демонстрацию, чтобы убедить вас в дальнейшем не приписывать странные явления потусторонней силе, даже если вы неспособны их объяснить.

И все же Дойл остался в убеждении, что Гудини прибег к помощи сверхъестественных сил. Ничто не могло его разубедить.

Но, в самом деле, как же объяснить увиденную писателем необыкновенную демонстрацию?

Об этом рассказал американский фокусник Милбурн Кристофер в недавно выпущенной им подробной биографии Гарри Гудини. Секрет представления, которым Гудини так поразил всех присутствовавших, он купил у оставившего эстраду и ушедшего на покой немецкого иллюзиониста Макса Бероля, очень известного во второй половине XIX - начале ХХ века. Пока Дойл гулял по улице, Гудини заменил обычный пробковый шарик в банке с краской таким же, но со стальным сердечником. Когда Дойл вернулся в дом, Гудини тут же попросил его предъявить бумажку с написанными словами, якобы для проверки, хорошо ли она сложена. Он молниеносно подменил листок и вернул писателю такой же, но пустой.

Гудини демонстрирует трюки медиумов

Пока сэр Артур вылавливал столовой ложкой пробковый шарик из белил и на отлете, чтобы не запачкаться, нес его к доске, иллюзионист передал содержание записки своему ассистенту, находившемуся за стеной. Тот раздвинул окошко в панели за книжными полками, на которых висела грифельная доска, выставил в него трость с сильным магнитом на конце, притянул к магниту шарик, приложенный к доске, и написал требуемую фразу.

Тут Гудини попросил потрясенного увиденным писателя вернуть ему сложенный лист бумаги, чтобы проверить совпадение задуманной и появившейся фраз. "Прочитав" на пустом листке "Мене, текел, фарес", Гудини вернул Дойлу настоящую записку.

Уже после смерти Гудини Дойл говорил и писал, что в поразительных трюках, выполнявшихся фокусником, тот, пусть бессознательно, наверняка пользовался помощью потусторонних сил. Дойл ожидал, что на каком-либо из многочисленных спиритических сеансов друг подаст ему весточку "с той стороны", но этого так и не произошло.

4 комментария:

levhudoi комментирует...

Подобных фокусов полно на шоу Ури Геллера. Только менталисты записок с рисунками в руки не берут вообще. Часто гости рисуют что-то и хранят у себя за пазухой. А Эвелина Бледанс вообще ничего не писала, а только загадала.

levhudoi комментирует...

А победитель Артем Тихевич, например, заранее выпахал круг на поле в форме того знака который нарисует приглашенная певица Алёша.

Так что трындеть - не мешки ворочать.

Вот полюбуйтесь http://youtu.be/MMDMNNvKmUs?t=1h1m30s

Пока она рисовала картинку кто то на трахторе пахал поле подглядывая?

http://youtu.be/43msHG_lCpM?t=2m41s - вот пример как это делает Александр Чар. Написанное заранее предсказание висело в сейфе над сценой на всеобщем обозрении. Никакого "Ассистента, находящего внутри". Опять дурацкие атеистические выдумки.

Алексей Козлов комментирует...

Сначала я хотел много и долго писать про телевидение, шоу, доверчивых людей, ведущихся на надпись "Прямой эфир" на экране, и т.п. Но, пожалуй, не буду. Во-первых, совсем не хочется оскорблять и огорчать (хотя, признаться, ничего другого в данной ситуации просто не остается), а, во-вторых, это все очень грустно. Могу сказать только одно: если вы верите в телевизионные шоу, основанные ко всему прочему на трюках и фокусах, и считаете это настоящими чудесами, то, уверяю, диалога у нас с вами точно не получится, потому что все известные мне синонимы к слову "фокус" я уже давно перебрал.

levhudoi комментирует...

1. а Что это был не прямой эфир? Эвелина Бледанс в сговоре с конкурсантом менталистом?

Верим мы или не верим в чудеса на сцене - другой вопрос.

Я вам уже 100 раз говорил что многие менталисты (если не все), выступают на корпоративных вечеринках с теми же номерами и вопрос кривого эфира не стоит.
Они заинтересованы чтобы их приглашали на подобные мероприятия и телеэфиры для них лишь реклама.

Ложки они не носят свои. Им дают пригласившие. Менталисты не запрещают снимать их или смотреть сблизи и с любой стороны и так далее.

А вот то что ваши объяснения таких фокусов никуда не годятся - факт. Вы можете не верить в чудеса но не говорите что вы знаете как их делают.

Отправить комментарий