21 июня 2011 г.

О фальсификации критической статьи про психоанализ из книги Р. Кэрролла "Энциклопедия заблуждений"

[Image]
Совершенно случайно наткнувшись на небольшую статью в Википедии, посвященную книге Р.Т. Кэрролла "Энциклопедия заблуждений", я с удивлением узнал, что статья про психоанализ в русскоязычном варианте издательства "Диалектика" оказалась сфальсифицированной. Перевод статьи практически полностью не совпадал с оригиналом. Изначально критическая статья о психоанализе, усилиями русскоязычных редакторов, превратилась едва ли не в рекламу психоанализа и ничем не прикрытое восхваление личности Фрейда. Для сравнения: английский текст и его перевод на русский язык.

В блоге генерального директора издательства Виктора Штонда 2 ноября 2007 года была опубликована небольшая заметка, рассказывающая о выходе в свет русского перевода книги Кэрролла. Примечательно, что на предложение оставлять в комментариях пожелания и делиться впечатлениями о книге, анонимный читатель спросил: "А почему Вы не предупреждаете читателей о фальсификации статей по психоанализу в русском переводе, особенно статьи "Психоанализ"? ". Ответа, естественно, не последовало. Хорошо, что еще сам комментарий не удалили…

[Image]

Увы, по желанию издательства, энциклопедия, призванная разоблачать заблуждения, сама стала распространителем сомнительных и местами откровенно ошибочных идей. Будьте внимательны. И, дабы справедливость все-таки восторжествовала, я процитирую русский перевод ОРИГИНАЛЬНОЙ статьи Роберта Кэрролла, опубликованный на сайте Е. Волкова.

[Image]
"В действительности я не ученый, не наблюдатель, не экспериментатор, не мыслитель. По темпераменту я не кто иной, как конквистадор - искатель приключений, если хотите перевести это - со всем любопытством, дерзостью и настойчивостью, свойственной людям этого сорта" (Зигмунд Фрейд, письмо Вильгельму Флиссу, 1 февраля, 1900).

 "К 1950-м и 60-м годам предупреждения учителя были затоплены в шуме возбужденных голосов. Психоаналитики и психиатры могли лечить даже шизофрению, самую пугающую психическую болезнь. Они заявляли, что могли делать это, просто беседуя со своими пациентами" (Dolnick, 12).

 "Лучше подвергается психоанализу тот, кто, не важно в чем, несостоятелен в текущий момент, но в своей основе или потенциально является сильной личностью. Этот человек, возможно, уже достиг удовлетворенности - с друзьями, в браке, на работе или посредством особых интересов и хобби, но, тем не менее, значительно подавлен продолжительным воздействием таких симптомов, как депрессия или тревога, сексуальная или физическая несостоятельность, или чувствует физическое недомогание без очевидных, лежащих в основе физических причин. Кто-то может быть измучен тайными ритуалами, навязчивостями, или повторяющимися мыслями, которых больше никто не осознает. Другой может жить ограниченной жизнью в изоляции и одиночестве, неспособный чувствовать близость к кому-либо. Жертвы детского сексуального насилия могут страдать от неспособности доверять другим. Некоторые люди начинают анализ из-за повторяющихся неудач в работе или в любви, приводящие к саморазрушительным стереотипам поведения. Другие нуждаются в анализе потому что способ, которым они живут - их характер - значительно ограничивает их выборы и их удовольствия." (Американская Психоаналитическая Ассоциация)

Зигмунд Фрейд (1856-1939) считается отцом-основателем психоанализа, который так же, возможно, является дедушкой всех псевдонаучных направлений психотерапии. На втором месте сайентология как лидирующий поставщик ошибочных и вводящих в заблуждение утверждений о разуме, психическом здоровье и психических заболеваниях. Например, в психоанализе шизофрения и депрессия являются не расстройствами мозга, а нарциссическими расстройствами.

Аутизм и другие заболевания мозга так же не являются расстройствами мозга, но проблемами материнства. Эти заболевания не требуют фармакологического или поведенческого лечения, а только "разговорной" терапии. Такой же позиция придерживаются относительно природы нервной анорексии и синдрома Тауретта (Hines 1990: 136). Что является научным основанием для психоаналитического взгляда на эти психические заболевания и их надлежащего лечения? Ничего.

Фрейд считал, что понял природу шизофрении, которая не является расстройством мозга, но нарушением в бессознательном, вызванное неразрешенными гомосексуальными чувствами. Однако он признавал, что психоанализ не рекомендуется для работы с пациентами, имеющими данный диагноз, потому что они игнорируют инсайты психотерапевта и сопротивляются лечению (Dolnick, 1998:40).

Последователи психоанализа утверждали с равной убежденностью и равным отсутствием научно доказанных оснований, что шизофрения вызвана подавляющим материнством. В 1948 году, Фрида Фромм-Рейхман, например, ввела термин "шизофреногенная мать", для обозначения матери, чей стиль воспитания является причиной развития у ребенка шизофрении (ibid. 94). Другие аналитики поддержали это мнение анекдотами и интуитивными постижениями и около 20 последующих лет многие следовали ее ошибочному примеру.

Вы бы стали лечить сломанную ногу или диабет "разговорной" терапией или интерпретацией снов пациента? Конечно, нет. Представьте реакцию диабетика, которому сказали, что его заболевание спровоцировано "мастурбационным конфликтом" или "вытесненным эротизмом". Пациенту с равным успехом можно сказать как то, что он одержим демонами, так и дать психоаналитическое объяснение его физическому заболеванию или расстройству.

Какая разница между изгнанием демонов шаманом или священником и изгнанием детского опыта психоаналитиком? Так почему же некоторые до сих пор поддерживают мнение о том, что нейрохимические или другие физические расстройства вызваны подавленным или сублимированным сексуальным травматическим детским опытом или принимающими желаемое за действительное фантазиями? Вероятно, по той же причине, что и теологи не прекращают тщательно разрабатывать концепции, которые перед лицом непреодолимых доказательств являются не более чем обширными метафизическими паутинами.

Они добиваются множества институциональных подкреплений для своих социально созданных ролей и идей, большинство из которых не может быть подвергнуто эмпирической проверкой. Если их идеи не могут быть проверены, они не могут быть опровергнуты. Что не может быть опровергнуто и также имеет поддержку влиятельного учреждения или истеблишмента, может длиться века и быть уважаемым и достоверным, невзирая на свою фундаментальную пустоту, недостоверность или способность нанести вред.

Самой фундаментальной концепцией психоанализа является понятие бессознательного как хранилища подавленных воспоминаний травматических событий, которые непрерывно влияют на осознанные мысли и поведение. Научно доказанных фактов для подтверждения идеи существования бессознательного подавления недостаточно, однако достаточно данных о том, что сознательные мысли и поведение находятся под влиянием неосознаваемых воспоминаний и процессов.

Связаны с этими сомнительными предположениями психоанализа и два в равной степени спорных метода исследования мнимых воспоминаний, скрытых в бессознательном: свободные ассоциации и интерпретация снов. Ни один из методов не поддается научной формулировке или эмпирической проверке. Оба являются пустыми метафизическими идеями, на которых спекулируют без какой-либо возможности проверить их в реальности.

Научные исследования процессов работы памяти не подтверждают психоаналитическую концепцию существования бессознательного как хранилища подавленных сексуальных и травматических воспоминаний детского или подросткового возрастов. Здесь, однако, достаточно доказательство, что существует тип памяти, которой мы не осознаем, но в котором есть воспоминания. Этот вид памяти ученые обозначают имплицитной.

Имеется достаточно доказательств, что для того, чтобы иметь воспоминания, требуется обширное развитие фронтальных долей, которого недостаточно у младенцев и маленьких детей. Так же, чтобы воспоминания надолго сохранялись, они должны быть закодированы. Если кодирование не доступно, то впоследствии развивается амнезия, как в случае многих наших снов. Если же кодирование слабое, то всего лишь фрагментарные и имплицитные воспоминания могут быть всем тем, что остается от непосредственного опыта.

Таким образом, вероятность младенческих воспоминаний жестокого обращения или чего-либо другого в этом роде, сводится к нулю. Имплицитные воспоминания грубого обращения возникают, но не при условиях, которые являются основой для подавления. Имплицитные воспоминания насилия формируются, когда личность находится под их неосознаваемым длительным воздействием и не может закодировать этот опыт очень глубоко. Например, жертва изнасилования может не помнить, что было изнасилование. Нападение произошла на кирпичной тропе.

Слова "кирпич" и "тропа" впечатываются в ее уме, но она не связывает их с изнасилованием. Она становится очень расстроенной, когда возвращается к месту изнасилования, хотя и не помнит, что здесь произошло (Schacter: 232). Маловероятно, что гипноз, свободные ассоциации или любой другой терапевтический метод поможет вспомнить жертве, что с ней произошло.

У нее нет точного воспоминания, потому что она была неспособна глубоко закодировать травму насильственного нападения, которое явилось причиной потери осознанности. Самое большее, что может сделать психоаналитик или другой терапевт, придерживающийся концепции вытесненных воспоминаний, - это создать ошибочное воспоминание у жертвы, причиняя боль еще раз.

Существенно связанным с психоаналитическим взглядом на репрессию является предположение, что характер обращения родителей с детьми, особенно материнское воспитание, есть первопричина многих, если не большинства, проблем взрослых людей - от личностных расстройств до эмоциональных проблем и психических заболеваний. Мало сомнений в том, что если детей жестоко воспитывали в детстве, то их взрослая жизнь будет находиться под сильным влиянием такого обращения.

Большим концептуальным скачком является (умозаключение) от этого факта к идее, что все сексуальные переживания в детстве являются причиной проблем в дальнейшей жизни, или, что все проблемы в дальнейшей жизни, включая сексуальные проблемы, возникают благодаря детскому опыту. Научных подтверждений этому нет.

Психоаналитическая терапия во многих отношениях основана на поиске того, что, вероятно, не существует (подавленные детские воспоминания), предположении, которое, вероятно, ошибочно (что детский опыт является причиной проблем пациентов) и терапевтической теории, которая почти не имеет шансов быть верной (что перевод подавленных воспоминаний в сознание есть существенная часть курса лечения).

Конечно, это только основы детально разработанной и научно звучащей концепции, которая претендует объяснить глубокие загадки сознания и поведения. Но если в основе лежит иллюзия, какое будущее возможно у этой иллюзии?

Есть, однако, несколько положительных моментов, возникших в результате разработанного Зигмундом Фрейдом в Вене век назад психоанализа. Фрейд должен считаться одним из величайших благодетелей только потому, что он вызвал желание понять тех, чье поведение и мысли пересекают грани правил, установленных цивилизацией и культурами.

Больше не модно осуждать и высмеивать людей с поведенческими или мыслительными расстройствами благодаря тому, что в немалой степени этой толерантности способствовал психоанализ. К тому же мы не можем упрекать Фрейда в сохранении пережитков нетерпимости, невежества, лицемерия и ханжества в отношении понимания наших сексуальных качеств и свойств. Психоаналитики не делают чести Фрейду, слепо следуя доктринам их учителя в этой или любой другой области.

В заключение приведем слова психиатра Энтони Сторра по этому поводу: "Фрейдовская техника длительного выслушивания страдающих людей вместо раздачи им указаний или советов сформировала основу большинства современных форм психотерапии, принеся пользу как пациентам, так и практикующим специалистам" (Storr 199:120)

2 комментария:

Алексей комментирует...

Тема о Фрейде и его учении -очень скользкая и спорная...до сих пор лучшие умы спорят - а реально ли работают его тезисы?

Виктор Штонда комментирует...

Случайно наткнулся на вашу заметку - через некоторое время попробую высказать в своем блоге и здесь позицию издательства «ДИАЛЕКТИКА» по книге Роберта Т. Кэррола «Энциклопедия заблуждений»

Отправить комментарий