22 декабря 2010 г.

В.Гаков. НЛО: порт приписки - Земля. Часть 3

Начиная с основательницы "Теософского общества" Елены Блаватской, объяснявшей природу тайных сил, что правят миром, "астрально-космическими" причинами, у представителей разнородного течения оккультизма сложились самые теплые отношения с инопланетянами. Достаточно пробежать взглядом по нескольким обложкам современной "уфоккультной" литературы: "Оккультный смысл НЛО" Д. Бейкера, "Рыцари Солнечного креста" X. Бендера, "Летающие блюдца с точки зрения оккультных знаний" М. Дореаля (издана книга неким братством Белого храма), "Боги, демоны и НЛО" Э. Нормана, "Моя встреча с Великим Белым братством" Д. Кинга. Есть даже книги "Спиритуализм и НЛО" и "НЛО и жизнь после смерти"...

Многие видные уфологи в той или иной степени отдали дань религии. Не говоря уже о преподобном отце Даунинге, можно привести в пример Рене Фора, одного из ведущих французских экспертов по НЛО, организатора "Группы по изучению небесных явлений" и редактора ее печатного органа "Небесные явления". Фор - инженер, чистой воды ("технарь", однако воспитывался в строгой католической семье, а во время путешествий (он прослужил три года в торговом флоте) всерьез заинтересовался восточными религиями. В частности, испытывал сильное влияние идей Кришнамурти, о коем написал три книги... И только после этого, в 1960-х годах Рене Фор увлекся проблемой НЛО. Остается только спросить: после или вследствие этого?

Официальные анналы уфологии хранят множество сведений о подобных любопытных личностях. Кто только не подвизался на этом массовом и, что скрывать, весьма прибыльном поприще!

Уже в 1950-е годы выявилось сразу несколько десятков самозваных пророков, утверждавших, что они состоят в контакте с высшими космическими силами. И вот три десятилетия не затухают в среде уфологов идеи "высших рас" и "старших братьев". Добрых, мудрых и всесильных, прибывающих на летающих блюдцах единственно с целью спасения человечества.

Были ли эти контакты с инопланетянами, "полеты во сне и наяву" только субъективными ощущениями (сродни тем, что испытывают, например, шаманы в состоянии транса), новым вариантом спиритуализма или чистым надувательством, сказать сейчас трудно. Скорее всего - и то, и другое, и третье вместе. Но слухи об избранных, удостоившихся контакта с "высшей силой", не утихали.

Самым ранним культом, возникшим на основе увлечения НЛО, была основанная в 1953 году корпорация "Понимание".

Основатель ее, некто Дэниэл Фрай, впервые сподобился встречи с летающим блюдцем за три года до этого. Встреча произошла в пустыне неподалеку от полигона Уайт-Сэндз в штате Нью-Мексико; после коротких взаимных приветствий Фрай был приглашен на корабль - летающее блюдце, которое донесло его до Нью-Йорка и обратно всего за полчаса. Во время путешествия Фрай был детально проинструктирован невидимым учителем, имя которого звучало как А-Лан; тот сообщил землянину азы "единственно верного знания". В чем оно заключалось? В том, что каждому нужно осознать важность понимания - и всего-то... Из другой полезной информации, почерпнутой Фраем на борту летающего блюдца, можно выделить происхождение его космических инструкторов. Оказывается, это никакие не инопланетяне, а далекие потомки развитой цивилизации, некогда существовавшей на Земле (идея не новая, восходящая также к теософам).

В те же годы энтузиасты НЛО из Лос-Анджелеса под руководством бывшего фотографа Габриэля Грина организовали "Группу по изучению проблем межпланетных сообщений". Вскоре группа была преобразована в "Объединенные американские клубы НЛО". Сейчас, по прошествии четверти века, организация насчитывает более пяти тысяч членов в США и еще, как сообщается, в 23 странах. А ее штаб-квартиру в калифорнийской пустыне Юкка, по словам основателя, регулярно посещают с официальными визитами делегации с Венеры, Марса, Сатурна, из созвездий Центавра и Волос Вероники.

Можно бы и улыбнуться, однако вот информация, после переваривания которой впору задуматься. В 1960 году Габриэль Грин неожиданно баллотировался независимым кандидатом на пост... президента США! Уступая, как он сам признался, давлению свыше: его космические наставники считали, что на посту президента он сможет "успешно посеять семена реформ, в которых нуждается человечество". (Позже, правда, Грин свою кандидатуру снял, предложив последователям отдать голоса за Кеннеди.) И готовых голосовать за Грина на выборах набралось более 100 тысяч человек! Через два года, баллотируясь в сенат от штата Калифорния, Грин набрал на первичных выборах вдвое больше голосов...

Вот фотокопия предвыборного плаката, на котором красуется портрет коротко стриженого брюнета с будто приклеенной стопроцентно американской улыбкой. И лозунг: "Америке нужен истинный президент космического века! Голосуйте за Грина!" В лице улыбающегося человека нет ничего "космического", пожалуй, Грин не производит впечатления и чудака, а тем более ненормального. Вполне нормальное, очень даже среднее лицо... А теперь познакомлю читателей с предвыборной программой кандидата в президенты.

Грин считает себя ни больше ни меньше, как "вокальным телепатическим каналом" для передачи сообщений Космических Хозяев, а также Великого Белого братства (до чего же дорого мистикам их "белое дело"!) - духовной иерархии, основанной на Земле космическими руководителями. По "каналу", то есть через Грина, поступает энергия, которая поможет человечеству прочитать тайные письмена Космических Хозяев и воочию пережить их тысячелетний прошлый опыт. Кроме того, Габриэль Грин обещает своим последователям овладение мгновенной телепатической связью, обретение дара ясновидения, способности путешествий во времени, контакт "высшего уровня" (со своим "я"), астральные путешествия на космические корабли пришельцев и на их родные планеты. Наконец, он берется научить землян, как им устроить лучшую жизнь на родной планете. Ведь он, по его собственным словам, представляет на Земле уже практикуемую развитыми космическими цивилизациями "вселенскую экономику", в которой отсутствуют деньги, и "Объединенный Мир" - теократическое правительство Вселенной, неуклонно следящее за порядком и повсеместным развитием высшей духовности... Ну как не проголосовать за такого кандидата!

В отличие от Грина, основатель "Эфирийского общества", обладатель диплома доктора философии Джордж Кинг принципиально поставил свою организацию вне политики. "Международная метафизическая, научная и религиозная организация", так она значится в проспектах, выпущенных Кингом, была создана в 1956 году в Лондоне; позже ее отделения появились в США, Австралии и даже в странах Западной Африки.

Все началось с того, что Кинг услышал Голос. Со многими это случалось, история полна примерами, но Голос, раздавшийся с небес солнечным майским днем 1954 года, ничего общего не имел с теми, что описаны в священных книгах многих религий. "Приготовься! Сейчас ты сам станешь голосом межпланетного парламента", - вот что услышал доктор философии.

Как оказалось, глас небесный принадлежал жителю Венеры Эфириусу, имя которого переводилось как "Пришедший Извне". Почтенный Эфириус, которому стукнуло три с половиной тысячи лет, начал передавать через Кинга - своего "первого земного ментального коммуникатора" различные указания членов Солнечной иерархии (в нее, кроме Эфириуса, входили и представители других разумных цивилизаций, обитающих на всех (!) планетах нашей системы).

Технически передача осуществлялась чрезвычайно просто. В состоянии транса, известного в учении йоги как "самадхи", Кинг телепатически передавал услышанное в специальный "говорящий ящик", откуда космическая мудрость доходила до слуха собравшихся уже в виде медленных нотаций на чистом английском языке...

Что же за истины глаголил "эфиристам" доктор Кинг? Мысли столь же простые: человечеству надо прекратить опасные игры с ядерной энергией, вместо этого ему следует вернуться на путь истинный, указанный Христом, Буддой и Кришной - тоже членами Солнечной иерархии!

На других планетах эти законы неукоснительно выполняются, там давно тишь, да гладь, да божья благодать. А вот Земля - младенец, с которым не соскучишься, Потому-то и навещают Землю время от времени летающие блюдца, чтобы обучить "дитятю", оградить его от опасностей. Внешних (выходит, "благодать" не распространилась еще на всю Вселенную?) и внутренних, собственных; к последним относятся экологические и геофизические изменения, а также опасное накопление радиоактивных отходов, которые космические наставники землян вынуждены с помощью НЛО выбрасывать за пределы земной атмосферы.

Еще одна любопытная деталь. Члены "Эфирийского общества" верят в переселение душ, кроме того, убеждены, что человечество первоначально зародилось на десятой планете Солнечной системы - Фаэтоне. Читатели научно-фантастической литературы без труда сообразят, каким будет следующий ход мысли; верно, Кинг еще в середине 50-х годов утверждал, что Фаэтон был взорван в результате цепной реакции накопленных атомных запасов и превратился в пояс астероидов. Человечество же (по Кингу - спиритуально, в сочинениях современных писателей-фантастов - на вполне материальных космических "ковчегах") переселилось на Землю что-то около 18 миллионов лет назад. Вероятно, людям был предоставлен шанс испытать судьбу во второй раз...

Теория Кинга - еще одно подтверждение тезиса "ничто не ново", в том числе и в научной фантастике. А для любителей популярного "фаэтонского" сюжета можно добавить, что из "космическо-телепатической" связи Кинга с Эфириусом следует: нынешняя земная цивилизация - это уже попытка третья, а не вторая! Предшествующим цивилизациям на Земле печальный опыт фаэтонцев не пошел впрок, и они снова погубили себя в атомном пламени. Этими цивилизациями, как нетрудно догадаться, были Атлантида и Лемурия.

Хорошо писателям-фантастам: читатель не обязан буквально принимать на веру каждое их слово. Для религиозного же проповедника всегда насущна задача удержания паствы. Вера не может гореть без моральных стимулов; обычно это некий план спасения истинно верующих. Сообщили Кингу о подобном плане и Космические Хозяева: в назначенный день и час с небес на летающем блюдце спустится сам Эфириус и поставит перед неразумным человечеством, что называется, вопрос ребром. В ожидании этого события людям следует готовить себя к нему, черпая мудрость из космических передач Кинга; в начале 1980-х годов, как я смог установить, они продолжались все так же регулярно.

Еще одна знаменитость - умерший в 1971 году Джордж Ван Тассел. Плодовитый литератор, теоретик НЛО и недюжинный организатор, он в 1954 году собрал на собственном маленьком аэродроме в местечке Джайнт-Рок первую "Космическую конвенцию" (съезд) американских уфологов, которые с тех пор собирались ежегодно. Но этим деятельность Ван Тассела не ограничилась. Удостоившись небесной благодати - контакта с инопланетянами, он основал Церковь вселенской мудрости, а параллельно с нею - и "секулярный" колледж того же названия. Оба учреждения, духовное и светское, служили единой цели развития науки и философии в соответствии с принципами космического "Совета Семи светов", объединявшего экипажи летающих блюдец, курсирующих вблизи нашей планеты.

После того как в 1951 году, по свидетельству Ван Тассела, состоялся его первый контакт с внеземным разумом (это произошло во сне), жизнь простого инженера-авиамеханика круто изменилась. Небесный инструктор по имени Сольгонда терпеливо передавал своему подопечному знания, которые Вен Тассел донес до сознания соотечественников в пяти книгах: "Я управлял летающим блюдцем", "В нашем мире и вне его", "Совет Семи светов", "Религия и наука смыкаются" и "Когда звезды смотрят вниз". Но, в отличие от многих коллег-пророков, Ван Тассел не ограничился речениями, а попытался воплотить полученные знания в нечто осязаемое!

Неподалеку от своего аэродрома он по памяти возвел "Интегратрон" - подсказанное ему "наставниками" странное сооружение высотой с четырехэтажный дом. Конструкция, в которой почти отсутствовали металлические элементы (основу составляли куски керамической электроарматуры), представляла собой сложную динамическую систему, запускаемую в движение турбинами и реактивными двигателями.

Скудные описания не дают возможности зрительно представить себе "Интегратрон". Зато брошюра, выпущенная автором конструкции, совершенно определенно раскрывает цель строительства: с помощью "Интегратрона" Ван Тассел с последователями намеревались "исследовать скрытые истины жизни". Другими словами, усовершенствовать технологию омолаживания и в перспективе - достичь бессмертия... Жаль все-таки, что "Интегратрон" остался недостроенным.

Завершим мы осмотр нашей портретной галереи "знатных уфологов" еще одним духовным лицом - Фрэнком Стрэнджесом. Теолог-евангелист, Ф. Стрэнджес удачно совмещает чтение лекций по священному писанию с бурной "уфологической" деятельностью в миру.

О себе президент религиозного объединения "Международный крестовый поход евангельских христиан" сообщает следующее: "Я едва выжил при рождении и в детстве отличался крайне слабым здоровьем. Кроме того, в детстве я был похищен гангстерами, чудом избежал смерти, но и тогда милость божья не оставила меня. Я считаю себя как бы заново рожденным для активной жизни".

Нынешний свой статус отец Стрэнджес оценивает скромно: "Доктор психологии, доктор теологии, доктор гуманитарных наук, Великий евангелист суверенного Ордена Альфреда Великого. Окончил колледж в США, теологические семинары в Макао и Гонконге, лондонскую духовную школу Святого Луки. Обладатель почетной докторской степени, присужденной Национальным институтом криминологии в Вашингтоне"... Одним словом, отец Стрэнджес человек образованный, да и экспертизу на месте может в случае чего профессионально провести.

А активная жизнь для него заключается в том, чтобы выполнять миссию - но возложенную не Христом, а неким венерианином Вал Тором, с которым Стрэнджес встречался много раз и в самых неожиданных местах - даже в кабинетах Пентагона. Цель миссии, правда, мало отличается от той, что возлагают на себя евангелисты: радеть о возвращении человеков в лоно господне.

К этому, в конечном счете, все и сводится. Оказывается, всемогущему богу мало усилий своих земных пастырей - и вот на помощь им спешат рекрутированные на других планетах... А паства будет!

Американские социологи Р. Бэлч и Д. Тейлор, проанализировав подобные группы "по интересам", пришли к выводу, что объединяет все эти религиозные движения, возникшие на основе веры в НЛО, постоянство состава. Одни и те же люди мигрируют из одного такого движения в другое. А разочаровавшись и в нем - в следующее...

Бэлч и Тейлор приводят в качестве примера движение, спонтанно охватившее ряд городов Западного побережья США уже в середине 1970-х годов. Никому не известные мужчина и женщина, называвшие себя одним именем-Двое, в своих лекциях призывали слушателей собраться в отдаленном горном лагере, чтобы пройти там очищение и после этого незамедлительно отправиться на летающих блюдцах в райский мир. В указанный час собралась сотня-другая поверивших молодых людей. И хотя "вознесение" по каким-то техническим причинам отложили и многие разочарованные покинули лагерь, кто-то все же остался - ждать...

Социологи опросили этих упорных.

Все они, как оказалось, ранее состояли а различных "спиритуалистических" и "оккультных" обществах, занимались парапсихологией, интересовались восточной философией, загадочной Несси, "снежным человеком" и Бермудским треугольником.

А на вопрос, считают ли они себя людьми верующими, утвердительно не ответил никто.

Ответ между тем очевиден: итак, в основе все-таки вера... Даже если повременить с категоричными формулировками, придется признать, что значительная, если не подавляющая часть массового увлечения НЛО объясняется верой. Как ее ни трактуй - в духе ли традиционных религиозных учений, или более "модернистских" культов и сект.

Конечно, признать, что их увлечение - всего лишь новомодная религия, самым здравомыслящим из уфологов придется не без насилия над собой, если они вообще найдут в себе смелость сделать это. Что касается религиозных деятелей, мистиков и оккультистов всех сортов, то они не только не отмахиваются от попыток "наведения мостов", но и всячески способствуют сближению уфологии с религией. Получается, что им-то позарез нужна научная терминология исследователей НЛО.

Области взаимопересечения двух массовых увлечений - поиска бога и поиска космических братьев по разуму (я, конечно, имею в виду уфологию, а не деятельность ученых в поисках внеземных цивилизаций) - разнообразны и заслуживают пристального внимания.

Наш старый знакомый отец Даунинг выделяет шесть таких "мостиков", шесть тезисов, представляющих собой достаточно смелую для священнослужителя реформу основ церковного вероучения. Правда, в отличие от другого знаменитого реформатора, который за четыре с половиной века до того, объявив войну папе, прибил свои девяносто пять тезисов ко входу в замковую церковь немецкого города Виттенберга, наш преподобный отец настроен более миролюбиво. Он как бы выдвигает гипотезы, приглашая оппонентов к корректному научному спору, определяет всего лишь набор проблем и подходов, следуя которым можно дать библейским "фактам" светское (почти "научное"!) истолкование.

Нужно сказать, что интерпретации Даунинга, как к ним ни относись, звучат на слух здравомыслящего человека во всяком случае не менее убедительно, чем ортодоксальные толкования теологов. И многие всерьез убеждены, что деятельность таких, как Даунинг, подтачивает устои веры... Так ли это, сделаем вывод, ознакомившись с указанными положениями.

О трех тезисах упомянем кратко.

Это, во-первых, утверждение о том, что НЛО являются воплощением демонических сил" (мы уже встречались с чем-то подобным; вообще же - пусть этим занимаются теологи...). Далее, тезис о том, что НЛО есть проявление некоей высшей силы". Совершенно необязательно трактовать ее с религиозной точки зрения, примеров "секулярной" трактовки можно привести множество, начиная с предтечи - Чарлза Форта, о котором речь шла в самом начале очерка. Впрочем, задумаемся: а разве постулирование высшей силы не есть сама по себе религиозная постановка вопроса, пусть даже авторы всячески от этого открещиваются?

Третий тезис, выделенный Даунингом, мне кажется просто частным случаем четвертого, к рассмотрению которого я и приглашаю читателя.

НЛО и более общая теория "богов-астронавтов" позволяет определенным образом развенчивать традиционные религии, рационализируя их.

"Развенчивание религий" - сильный аргумент, да еще в устах служителя культа! С этим просто необходимо разобраться.

Гипотеза "богов-астронавтов" обязана своей популярностью сенсационному успеху сочинений швейцарца Эриха фон Дэникена. Строго говоря, "теория" Дэникена выходит за рамки нашего разговора. Об НЛО (в том смысле, как понимают свой предмет уфологи) Дэникен если и писал, то самую малость; его ударная тема - палеоконтакты, иначе говоря, поиск следов, оставленных гостями из космоса в культурном и историческом прошлом Земли.

Но связь многих его выкладок с доводами, скажем, того же отца Даунинга, неоспорима. Оба стремятся заменить богов древности инопланетными астронавтами, Но при этом делают различные выводы. Более рациональные последователи Дэникена (он, кстати, себя считает богоборцем!) перерывают религиозную литературу в поисках подтверждений своей идефикс: инопланетяне уже посещали Землю. Теологи-реформаторы - своей: в священных книгах описаны реально происходившие события (это относится и к труднообъяснимым "чудесам"), а следовательно, они заслуживают безусловного доверия уже начавшей было сомневаться паствы. Каждому свое...

С приоритетом вопрос запутан донельзя. Конечно, никакой не Дэникен придумал "богов-астронавтов". Определенный духовный вакуум в заоблачных сферах в связи с бурным развитием физики и астрономии, а затем и воздухоплавания постарались заполнить чем-то более современным еще в конце прошлого века. И если говорить о подлинных пионерах, то стоит вспомнить и нашу соотечественницу, впоследствии переселившуюся в Индию, - основательницу "Теософского общества" Елену Петровну Блаватскую, передавшую в начале века эстафету своей преемнице, француженке Анни Безан. Вот из какой временной глуби прорастают корни дэникеновских идей (у теософов, впрочем, наполненных иным содержанием).

Главный редактор энциклопедии НЛО англичанин Роналд Стори специально занимался вопросом об истоках теории "богов-астронавтов". В своих книгах "Разоблаченные космические боги" (1976) и "Стражи Вселенной?" (1980) он выстраивает длинный ряд, в котором мы встретим знакомые лица - Чарлз Форт и Джордж Адамский, а также авторы нашумевшей книги "Утро магов" Жак Бержье и Луи Повель, о которых в нашей печати сказано немало. О степени знакомства Роналда Стори с предметом свидетельствует и то, что он не забыл включить в список и советских авторов, развивавших эту тему задолго до Дэникена, - М. Агреста и А. Казанцева.

И только в самом конце 1960-х годов возник "феномен Дэникена", книги которого стали своего рода Писанием для сотен тысяч последователей. А "священные писания,- мудро заметил Марк Твен в своих "Размышлениях о религии",- обязательно обладают одними и теми же характерными недостатками. Все они отличаются просто трогательной бедностью фантазии. Это бросается в глаза прежде всего. Второй недостаток заключается в том, что каждое без малейшего на то права претендует на оригинальность. Каждое широко заимствует у предыдущих без ссылок на источник, что, безусловно, является нечестным поступком. Каждое по очереди присваивает обветшавший реквизит предыдущих и с простодушной самоуверенностью пытается выдать его за самое свежее и последнее откровение, только что поступившее с небес".

Тем не менее книга и фильм "Воспоминание о будущем" принесли автору успех - больший, чем выпал на долю всех его предшественников, вместе взятых. Дэникен, усвоив их ошибки, в своих сочинениях (а он написал еще несколько книг в том же духе) твердо придерживался двух основных принципов. Первое: не задерживаться долго на одном месте, перескакивать с одного на другое, и чем быстрее, тем лучше (верно, публика не любит зануд педантов). И второе: не бояться охватить все разом - времена, народы, культуры, но обязательно в книге "среднечита-бельных" размеров. При нынешней информационной лавине читатель поневоле ухватится за скромных размеров томик, в котором бойко и кратко будет рассказано обо всем. Где будут раскрыты все тайны прошлого, человеческой культуры и психики - притом одним-единственным, доступным пониманию непосвященного ключом.

"Золотым ключиком" стала для Дэникена идея посещения Земли инопланетянами в далеком прошлом, подхваченная у пестрой компании предшественников. Все бы ничего (в конце концов, идея не нелепа и не противоречит фундаментальным данным естественных наук), если бы не методы, которыми пользовался Дэникен и все его "коллеги". Потому что наряду с естественными науками есть и общественные - такие, как археология или этнография; вот с этими Дэникен не церемонился.

Лаконичную характеристику его деятельности дал Роналд Стори:

"Хотя нет ничего априорно абсурдного или невозможного в самой идее (в древности инопланетяне могли посетить Землю), теория буквально задыхается от недостатка доказательств. Противоречия и несоответствия данным науки, обнаруженные в книгах фон Дэникена и других, в большинстве своем сводятся к следующим группам: спекуляции, построенные на неаккуратной и просто вздорной "фоновой информации", неточные цитирования или цитаты, вырванные из контекста, недоговоренности или же замалчивание информации, которая может сломать построенную конструкцию; наконец, великое множество откровенно фальсифицированных выводов".

Так работает "богоборец". И не удивительно, что главный его результат (о чем счел уместным промолчать отец Даунинг) - это фактическая замена старой религии новой, подхваченной во всем мире читателями сенсационных книг Дэникена.

Да и чего бы они стоили, эти книги, не обещай в них автор "второго пришествия" космических богов! Не вселяй надежду, что вот, придет день назначенный и снова сойдут со своих летающих блюдец те, кто сможет утешить нас, помочь, снять с наших плеч груз сегодняшних забот. Вот какая идея, последовательно проводимая Дэникеном, принесла ему поистине всемирную популярность (более 40 миллионов проданных книг на 30 с лишних языках - это о чем-то говорит). В том числе и в кругах энтузиастов НЛО, Между прочим, в США и Англии пять книг Дэникена вышли под измененными названиями, и во всех пяти присутствует слово "боги"...

Так современный художник увидел "вознесение" землянина на борт НЛО.

А теперь о "пропущенном" мною тезисе отца Даунинга. Он выделяет в отдельный разряд утверждения, что инопланетные астронавты действительно были богами. И в качестве примера приводит вышедшую в 1969 году книгу некоего Р. Диона "Бог управляет летающим блюдцем", где описано, как Иегова и его подручные сознательно разыграли перед нашими предками спектакль, дав рождение новой религии (у Дэникена религия возникла только по неразумению самих землян). Видимо, для теолога и священника - разница принципиальная; с точки зрения атеиста, по-моему, как говорится, разницы никакой. Опять-таки, пусть разбираются теологи.

Но вот следующий тезис, на мой взгляд, безусловно верен: "НЛО есть форма современного мифотворчества, более того, какая-то новая форма религии".

Многие ученые склонны считать суету вокруг НЛО своего рода массовой психологической аберрацией и еще возмущаются, зачем вообще уделять этому столько внимания. Чудят - ну и пусть себе чудят на здоровье, при чем здесь наука?

Между тем раздражение ученых хотя и объяснимо, но вряд ли оправданно. (Оно, кстати, вызывает и ответные - иногда справедливые - подозрения, что мир науки просто выработал удобную формулу отлынивания от долгих, кропотливых исследований, к чему взывает общественное мнение!)

И все-таки вывод специалистов тоже не назовешь высосанным из пальца. Мы уже имели возможность убедиться, что НЛО в значительной мере (подчеркнуто для тех, кто с явным неодобрением читает эти строки) представляет собой современное мифотворчество и даже массовое религиозное движение. Собственно, о чем говорить, если это признают даже священнослужители?!

В солидном американском научном журнале "Сайенс" социолог Дональд Уоррен поделился результатами своих научных наблюдений. Он изучал, как влияет "статус несоответствия" (то есть представление испытуемого о несоответствии его нынешнего положения - этнического, финансового, образовательного - собственным запросам) на наблюдения НЛО. Связь, в основном, прямая: чем больше недовольство человека своим положением (чем шире разрыв между уровнем притязания и уровнем достижения, как сказал бы социальный психолог), тем выше вероятность того, что человек этот "увидит" НЛО.

Я внимательно перечитал помещенные в энциклопедии НЛО биографические справки об известных "контактерах" - людях, утверждавших, что они непосредственно вступали в контакт с инопланетянами. Ни одного случая, когда бы это был человек, вполне довольный своим местом в жизни. Впрочем, наблюдались подобные случаи. Но всегда (странная закономерность, правда?) следовало убедительное разоблачение мистификации и обмана.

Хотя, с другой стороны, кто их разберет, инопланетян: может быть, у них и цели-то другой нет, как помогать сирым и убогим? Впрочем, и религия призвана делать то же самое.

Ну, а если не религия - в ее привычной, веками закрепленной форме, то этой же цели служит мифология, иначе говоря - заглянем в "Философский энциклопедический словарь" - "форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности.., ориентирована на преодоление фундаментальных антиномий человеческого существования, на гармонизацию личности, общества и природы". Стоит на минуту представить себе, сколь далек еще от гармонии мир вне и внутри миллионов человеческих личностей, чтобы понять, как им нужен этот миф.

Только что процитированное определение мифологии заканчивается существенным добавлением: "на ранних стадиях общественного развития". Уместно ли говорить сейчас, в конце XX века, о мифе?

Уместно, ибо современный человек пока не может считать себя "иммунным" к мифотворчеству. Это свидетельствует о том, как велика еще область непознанного, не объясненного наукой. И особенно пышным цветом распускаются мифы в тех областях знания, где наука пока не дает ясного ответа на волнующие вопросы.

В этом смысле НЛО - идеальный полигон для мифотворчества. "Всякая мифология, - писал Маркс, - преодолевает, подчиняет и преобразовывает силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы". Понятно теперь, почему сторонникам "инопланетной версии" НЛО рано беспокоиться: "базы", откуда совершают набеги в наше небо эти таинственные объекты, отодвинуты значительно дальше границы, доступной сегодня непосредственной проверке...

Миф отличается, скажем, от сказки тем, что в нем обязательно содержится попытка объяснения. Этим миф как бы апеллирует к людям, не чуждым науки и не способным принять на веру догматы религии. Ну, а объяснений в современной уфологии сколько угодно! Та же "инопланетная версия" объясняет мир просто и ясно, в духе времени, и здесь уфология выигрывает в споре с весьма устаревшими религиями, а кроме того, содержит весьма благоприятные прогнозы на будущее (ни на йоту и в этом пункте религии не уступая).

Английский психолог Кристофер Ивенс, автор умной книги "Культы бессознательного" (1973), перефразировал знаменитое вольтеровское высказывание так: "Если бы НЛО не существовали, люди все равно выдумали бы их, чтобы удовлетворить свою насущную потребность в простых, понятных ответах на сложные вопросы, которые не перестает задавать окружающий мир".

Комментариев нет:

Отправить комментарий